Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.
Содержание
Теоретические аспекты театрализованной деятельности в ДОУ
Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.
Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.
Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.
Цели и задачи
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
- расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
- формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
- развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
- обогащается словарный запас;
- развивается память, фантазия, образное мышление;
- совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
- развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
- воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:
- активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей — сказок В. Сутеева);
- ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
- формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);
- развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;
- тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а также расширение интонационной палитры речи;
- знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.
Это интересно. Если в дошкольном образовательном учреждении театрализованной деятельности уделялось достаточно внимания, ребята в школе не будут задавать лишние вопросы относительно того, как понять замечание учителя «галёрка — это не место для разговоров», ведь что такое галёрка они уяснили ещё в детском саду.
Принципы
Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:
- разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);
- регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);
- снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
- раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
- создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).
Формы организации театрализованных игр
- Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров.
- Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность).
- Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.
Виды театрализованной деятельности
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.
Театр на стенде
Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:
- фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
- магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
- театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).
Театр на столе
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:
- бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
- магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
- из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).
Театр «наручный»
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
- картона, вырезанного в форме конуса;
- ткани;
- шариков для тенниса;
- пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
- спичечных коробков и пр.
Верховой театр
Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.
Существует несколько типов верхового театра:
- тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
- бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
- театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
Театр на полу
Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.
Театр живых кукол
Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:
- пересказать сказку;
- разыграть сюжет для зрителей.
Различают 3 типа театра живых кукол:
- масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
- платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
- театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).
Костюмированные представления
Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.
Атрибуты для театрализованной деятельности
Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. В группе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок. Узнать больше о его содержании можно из статьи «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».
Непременными элементами знакомства с театрализацией являются:
- ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);
- костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);
- маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
- шапочки (самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);
- куклы пальчикового театра.
В дальнейшем содержание набора театральных реквизитов будет меняться, усложняться: появятся куклы бибабо, марионетки, костюмы для постановок и т. д.
Видео: как сделать пальчиковую куколку из бумаги
Видео: как сделать поролоновую маску Крокодила Гены
Виды занятий по театрализованной деятельности
Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого урока в детском саду. Однако наиболее активно элементы данного вида работы применяются на некоторых из них:
- Развитие речи. Малыши учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с первой младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, тенью котёнка по имени «Гав» или жёлудем Гошей, потерявшим свою шапочку во время прогулки.
- Музыкальное занятие. Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, для раздела «Пение» программы музыкальных занятий можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра.
- Самостоятельная деятельность. Причём речь идёт и об отдельном виде работы (своего рода домашнем задании по заучиванию текстов роли), и об элементах активности в рамках других занятий (например, во время этапа самостоятельной работы на рисовании дети старшей группы могут вырезать шаблоны для бумажного театра на столе).
- Комплексное занятие. Например, в рамках занятия во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».
- Занятие по экологии. Кроме театра на столе из природных материалов, в работе можно использовать пальчиковый театр, например, при разыгрывании сюжета для детей средней группы о том, как медведь, волк, белка, синица ищут свои домики.
Приёмы для занятий театральной деятельностью
Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.
- Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей первой и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.
- Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного урока или как вид работы над изучением литературного произведения. К примеру, в средней группе для проведения мероприятия по случаю проводов осени можно организовать постановку сказки «Теремок». И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.
- Беседы о театре. Приём, который используется уже в первой младшей группе. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо и пр. в первой младшей группе, персонажи театра теней — во второй младшей, тростевой театр в старшей и т. д.).
- Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. К примеру, в старших группах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что малыши разбиваются на пары, воспитатель даёт установку (например, «дети идут по дороге»), один «актёр» выполняет действия, а второй, его «тень», их повторяет.
- Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с первой младшей группы. К примеру, с детьми 2–3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе малышам можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к одногруппникам, должен по голосу распознать, кто же его позвал.
- Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям.
- Игры с драматизацией. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.
Пример игры с драматизацией «Зайцы и волк» для средней группы.
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Одного из играющих выбирают «волком». Остальные — «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, ведущий говорит: «Зайцы скачут скок, скок, скок, на зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают — не идёт ли волк». Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
Как индивидуализировать задания
Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно, во всех видах деятельности. Что касается театрализованной игры, то есть несколько вариантов персонализировать работу. Выбор зависит от того, какую цель индивидуализация преследует. Например, если малыш — интроверт, то ему нелегко презентовать материал на публике. И если никакие способы привлечь его к публичным выступлениям не действуют, то, вероятно, стоит найти для него иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.
Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то стоит уделить их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если малыш отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими ремарками.
Каждый ребёнок к старшему дошкольному возрасту осваивает свои способы самореализации в театральном творчестве. Но воспитатель по мере возможностей должен приобщать малышей к разным видам активности в этом виде деятельности, используя подходящие приёмы, а также варианты работы в малых группах, парах.
Как мотивировать детей
Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:
- Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому перед тем, как воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.
- Беседы. Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»?, «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.
- Игры. В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с первой младшей группы), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).
Таблица: примеры игровых мотивационных приёмов для детей разного возраста
Вид игры | Возрастная группа | Описание |
Направленные на формирование исполнительского мастерства | Первая младшая | Этюд «Канон» Цель: развивать волевое внимание. Дети стоят по кругу. Под музыку поочерёдно делают следующие движения:
|
Вторая младшая | ||
Средняя | «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности и внимания. В.: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала им корчить рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей тоже, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Дети повторяют за педагогом движения. |
|
Старшая | Музыкальная сказка Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка, развитие творческих способностей. В.: Сейчас мы с вами разделимся на две группы, одна из которой будет зрители, другая — артисты. Артистам я скажу тихо на ухо, кого они будут играть, а зрители должны узнать, кого они показывают. А здесь будет и курочка, и бабка с дедом, и мышка. Слов никаких не произносим, и должно быть очень тихо. Каждому из героев говорится, кого он играет. Дети начинают показывать под музыку. Выбирается любая известная сказка в соответствии с возрастом детей. |
|
Подготовительная | «Скульптор» В.: Для проведения этого упражнения нужно, чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет №1, а кто №2. Вот сейчас №1 будет скульптором, а № 2 — глиной. Скульптор будет лепить из глины волка. Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 будет скульптором, а № 1 — глиной. И скульптор будет лепить зайца. |
|
Направленные на социально-эмоциональное развитие | Вторая младшая | «Тренируем эмоции» Воспитатель просит детей:
|
Средняя | ||
Старшая | «Спаси птенца» В.: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите в ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло своего дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам! |
|
Подготовительная | «Переходы» (дети сидят в кругу). Цель: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и различия. Педагог просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. Вариант №2. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз. |
Как подготовить и провести занятие по театрализованной деятельности в ДОУ
Этот вид творческой активности охватывает весь этап дошкольного образования начиная с первой младшей группы. При этом немного видоизменяется деятельность малышей и темы занятий, материал, на котором идёт освоение поставленных целей.
Это интересно. Основным материалом для занятий по театрализованной деятельности являются сказки, стихотворения и потешки (для самых маленьких).
Таблица: картотека тем по театрализованной деятельности (фрагменты)
Возраст воспитанников | Цели | Темы |
Младшая группа |
|
|
Средняя группа |
|
|
Старшая группа |
|
|
Подготовительная группа |
|
|
Временной план занятия
Как и любое другое занятие в детском саду, театрализованная деятельность тщательно планируется, а также строго учитывается время, отведённое на каждый из элементов работы. Следует обратить внимание, что структура занятия в младших и в средней группе будет немного отличаться от старших.
- Введение в тему (или актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. Этот этап включает применение мотивационных приёмов, подходящих для возраста подопечных. Так, беседа в первой младшей группе не может быть единственным мотивационным приёмом, её необходимо дополнить каким-то наглядным материалом. В то время как для воспитанников подготовительной группы вопросно-ответной формы актуализации опорных знаний будет достаточно.
- Основная часть занятия (работа с текстом, наглядным материалом, игры, инсценировки) — 20–25 минут. Время на основной этап рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников. Так, для младших ребят занятие должно длиться не более 25 минут, для старших — 30–35 минут. В основной этап работы над темой также входит физкультминутка, если занятие не предполагает, что ребята будут интенсивно двигаться (например, в процессе игр).
- Заключительный этап — 2–3 минуты. Включает словесную оценку взрослого (с обязательным поощрением малышей), а в старших группах и рефлексию детей. Ребята говорят, что у них получилось на занятии, а над чем ещё нужно поработать. Кроме того, дети оценивают работу всего коллектива в целом.
Примеры занятий по театрализованной деятельности
Как уже было сказано, материалом для работы чаще всего служат сказки и стихотворения. Однако в календарно-тематическом плане работы группы воспитатель может указывать не название литературного произведения, а более конкретную тему, определяющую основную цель работы. К слову, это принцип составления тем для комплексных занятий.
В представленном далее конспекте занятия используется инсценировка, однако, с методической точки зрения, этот вид творческой активности в первой младшей группе осваивается детьми довольно сложно в силу возраста. Поэтому применение инсценировок, если и допускается, то только в рамках особых проектов, например, открытого занятия.
Таблица: пример конспекта занятия в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Магомедова Х., воспитатель МКДОУ «ЦРР Д/с №17 Колокольчик», г. Буйнакск |
Тема | «Теремок» |
Введение | В.: Дети! Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте мы подарим гостям волшебное слово: «Здравствуйте!». Соберёмся дружно в круг: Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся (дети улыбаются и обнимают друг друга). А теперь улыбнёмся и нашим гостям, чтобы подарить всем радостное и доброе настроение!…> |
Основной этап | <… В.: Ребята, а я по дорожке к вам шла, красивую коробочку нашла. А коробка не простая, она волшебная! Ой, не могу её открыть. Может быть, здесь спрятана сказка! А вы знаете сказки? А какие вы сказки знаете? («Колобок», «Репка», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Кошкин дом».) Ой, ребята. А сказка спряталась в загадку! Давайте попробуем её отгадать. Если верна будет отгадка, то коробочка откроется и сказка в гости к нам придёт! Воспитатель начинает загадывать загадки:
Воспитатель: Ой, ребята, а наша коробка открылась, потому что мы правильно отгадали все загадки…> |
Заключение | В.: Зверята построили новый Теремок. Стали звери жить, поживать в новом теремке! Дружно жили, не тужили, Печку в домике топили. Чай пили, песни пели, Танцевать все захотели. Давайте и мы потанцуем все вместе! (Включается минусовка песни «В гостях у сказки»). Вот как весело мы потанцевали! Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец! |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-teatralizovanoi-dejatelnosti-v-pervoi-mladshei-grupe-po-skazke-teremok.html |
Таблица: пример конспекта занятия в средней группе (фрагмент)
Автор | Хлебникова Н.А., воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д.Савино, Карагайский район Пермского края |
Тема | «Играем в театр» |
Введение | Входит сказочница. Сказочница: Ребята, вы меня узнали? Дети: Вы сказочница. Сказочница: А вы знаете, где показывают сказки? Дети: В кинотеатре, по телевизору. Сказочница: Сказки ещё показывают в театре. А вы знаете, кто показывает сказки в театре? Дети: Артисты. Сказочница: Ребята, вы хотите стать артистами? (Ответы детей). Давайте поиграем в артистов…> <…Разминка-игра «Передавалки». Сказочница: Будьте внимательны и чётко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаём друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом. Это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнём с … (имя ребёнка), а заканчиваем мной.
Сказочница: А вот следующее задание — передай «хлопок» начнём с меня, я показываю, а вы передаёте друг другу. |
Основная часть | <…Ребята, а я знаю стихотворение про киску Б. Заходера, хотите послушать? Сказочница: Послушайте и скажите, грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читает стихотворение с выражением).
Сказочница: Смешное стихотворение? (Да). Как я прочитала стихотворение: грустно или весело? (Ответы детей).
Сказочница: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да)…> |
Заключительный этап | <…Сказочница: Что вам понравилось? Что нового узнали? Мне пора возвращаться. А на следующем занятии мы с вами, как настоящие артисты, покажем сказку «Репка». |
Таблица: пример конспекта занятия в подготовительной группе (фрагмент)
Автор | Зюба Ю., воспитатель МДОУ «Детский сад №4 «Ромашка», с. Ахмат, Краснокутский район Саратовской области |
Тема | «Мы актёры» |
Введение | В.: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами поздороваемся не совсем обычным способом. Присядьте на стулья. Положите правую руку на лоб, левую — на затылок. Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем, Что будет потом, мы не знаем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете. Глаза открываем. Здравствуйте, дети! Какие вы красивые и нарядные, как артисты, которых показывают по телевизору. Вам нравятся артисты? (Да). А кто из вас хотел бы стать актёром? (Ответы детей). Наш зал украшен, как концертная студия, зрители заняли свои места. У вас есть возможность стать настоящими артистами…> |
Основной этап | <…Игра «Эмоции» В.: Сейчас будет звучать музыка, а вы с помощью мимики изобразите её характер.
В.: Молодцы! Вот сколько чувств можно передать мимикой! Перечислите их. (Дети показывают пиктограммы и называют эмоции).
|
Заключение | <…В.: Вы сегодня были такие молодцы, что заслужили праздничный салют радости. Но сначала нужно выбрать цвет салюта радости. На какой цвет похожа радость? (Жёлтый). Посмотрите, где в зале есть много жёлтого цвета? (Шары). Встаньте все в кружок, спиной друг к другу под жёлтыми шарами. Чтобы салют запустить, мы должны все вместе весело сказать: Раз! Два! Три! Салют радости — лети! Ура! Шары падают на детей. В.: Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас при этом было? Давайте ответим хором. Дети: Радостное…> |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-v-podgotovitelnoi-grupe-my-akt-ry.html |
Видео: театрализованное развлечение в первой младшей группе по сказке «Теремок»
Сценарии
Одной из форм представления результатов театрализованной деятельности являются постановки сказок. Особой сложности в том, чтобы расписать «партитуры» для всех «актёров», нет, однако образец поможет структурировать подачу информации.
Для детей младших групп заучивание реплик даётся тяжело, ведь многие ребята ещё не вполне владеют речью. Поэтому основная роль остаётся за взрослым-рассказчиком, малыши же повторяют 2–3 практически одинаковые строчки.
Таблица: пример сценария для постановки сказки в старшей группе (фрагмент)
Автор | Дмитриева Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Чебоксары |
Название | «Лесная история» |
Цель | Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. |
Задачи |
|
Источник | Сказка М.Ю. Картушиной «Заяц — портной» |
Ход постановки |
|
Цит. по: http://ped-kopilka.ru/blogs/dmitrieva-nadezhda/scenarii-skazki-lesnaja-istorija.html |
Таблица: пример сценария русской народной сказки «Репка» для детей младшей группы
Действующие лица |
|
Декорации |
|
Сценарий |
|
Цит. по: http://www.vampodarok.com/scenarii/skazki/cont174.html |
Видео: постановка сказки про страшного Пыха в средней группе
Театральная студия в детском саду
Эстетическое развитие детей невозможно без изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельности. Широкое поле для раскрытия творческих способностей ребят даёт театрализованная деятельность. Поэтому для детей 3–7 лет в ДОУ проводятся дополнительные занятия этим видом творческой активности под руководством педагога дополнительного образования. Программы работы студии являются авторскими разработками, составленными с учётом возрастных особенностей участников кружка, а также межпредметных связей и обновлений содержания других образовательных программ, используемых в работе детского сада. Разработка программы может составляться на год, два, а может, и на весь период работы студии — 4 года, охватывая вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы.
Занятия обычно проводятся с октября по май 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность работы:
- 15 минут с маленькими артистами 3–4 лет;
- 20 минут с малышами 4–5 лет;
- 25 минут с детьми 5–6 лет;
- 30 минут с ребятами 6–7 лет.
Таблица: пример календарно-тематического планирования работы театральной студии (фрагмент)
Автор: Домрачева А.С., воспитатель МБДОУ «Звёздочка» Д/с №10, г. Йошкар-Ола | |||
I год обучения | |||
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего | Контроль |
Раздел 1. Введение в программу | |||
1.1. | «Давайте познакомимся» | 2 | Вводное тестирование |
Итого по разделу: | 2 | ||
Раздел 2. Основы театральной культуры | |||
2.1. | «Что такое театр?» | 2 | Театрализованная викторина |
2.2. | «Театр — особое царство» | 2 | |
2.3. | «Сказки из сундучка» | 1 | |
2.4. | «Тишина! Идёт спектакль!» | 2 | |
2.5. | «Всё о театре» | 1 | |
Итого по разделу: | 8 | ||
Раздел 3. Ритмопластика | |||
3.1. | «Фантазёры» | 1 | |
3.2. | «В зоопарке» | 2 | |
3.3. | «Далёкое путешествие» | 2 | |
3.4. | «Угадай-ка» | 1 | |
3.5. | «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?» | 2 | |
3.6 | «Сценки-малышки из знакомой книжки» | 1 | Театрализация сказки |
Итого по разделу: | 9 | ||
Раздел 4. Театрализованная игра | |||
4.1. | «Удивительный мир кукол» | 2 | Драматизация сказки |
4.2. | «Сказки на столе» | 2 | |
4.3. | «Куклы на сцене» | 1 | |
4.4. | «Весёлые зверушки» | 1 | |
4.5. | «Вот как я умею» | 2 | |
4.6. | «Театральная разминка» | 2 | |
4.7. | «Игра в спектакль» | 2 | |
Итого по разделу: | 12 | ||
Всего: | 31 | ||
II год обучения | |||
Раздел 1. Введение в программу | |||
1.1. | «Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят» | 2 | Тестирование |
Итого по разделу: | 2 | ||
Раздел 2. Основы театральной культуры | |||
2.1. | «Что мы знаем о театре?» | 2 | Изготовление альбома о театре |
2.2. | «Театры разных стран» | 2 | |
2.3. | «Кто главней?» | 1 | |
2.4. | «Встреча в театре» | 2 | |
2.5. | «Хочу всё знать» | 1 | |
Итого по разделу: | 8 | ||
Раздел 3. Ритмопластика | |||
3.1. | «Марионетки» | 1 | |
3.2. | «Цирк зверей» | 2 | |
3.3. | «По волнам любимых телепередач» | 2 | |
3.4. | «Мы не скажем, а покажем» | 1 | |
3.5. | «У нас сегодня маскарад» | 2 | |
3.6 | «Театр миниатюр» | 1 | Театрализация сказки |
Итого по разделу: | 9 | ||
Раздел 4. Театрализованная игра | |||
4.1. | «Театр двух актёров» | 2 | Постановка спектакля «Сказка о красках» |
4.2. | «Весёлые сочинялки» | 2 | |
4.3. | «Пойми меня» | 1 | |
4.4. | «Игры с бабушкой Забавой» | 1 | |
4.5. | «Волшебный мир эмоций» | 2 | |
4.6. | «Полёт на Луну» | 2 | |
4.7. | «Играю роль» | 2 | |
Итого по разделу: | 12 | ||
Всего: | 31 |
Анализ и диагностика театрализованной деятельности
Любой вид активности ребёнка в ДОУ имеет цель помочь формированию познавательных и психических процессов личности. Немаловажную роль в этом играет и уровень развития коммуникативных навыков малыша. Для будущих первоклассников, например, очень важно быстро входить в контакт с людьми, не теряться, если нужно задать вопрос учителю, спросить что-то у одноклассника или самому оказать помощь. То есть театрализованная активность не только раскрывает творческий потенциал юного актёра, но и помогает понять социальную роль каждого члена коллектива. И некоторые методисты этот аспект работы с детьми считают ведущим среди задач театрализованной деятельности.
Необходимо проводить регулярные мониторинги, позволяющие выявить успехи ребёнка на театральном поприще, а значит, и личностный рост в целом. Оценка идёт по 4 параметрам.
Определение лидерских качеств
Для выяснения позиции, которую занимает малыш в творческой группе, можно использовать тест «ЗАРД» («зритель» — предпочитает наблюдать, «актёр» — любит быть на виду, «режиссёр» — лидер, руководитель, «декоратор» — старается оставаться в тени, но сам факт участия в общем действе для него важен). Тест можно проводить в конце учебного года.
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребёнок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею…………………………………………………
2. Чаще ребёнок реагирует на героев литературного произведения…………………………………………………………………………………………………….
3. Чаще ребёнок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения…………………………………………………………
4. Ребёнок целостно воспринимает литературное произведение………………………………………………………………………………………………………….
5. Ребёнок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы………………………………………………………….
6. Ребёнок любит задавать вопросы о прочитанном произведении……………………………………………………………………………………………………….
7. Ребёнок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»……………………………………………………………………………………..
8. Ребёнок может организовать игру с другими детьми………………………………………………………………………………………………………………………
9. Ребёнку легче оценить игру другого, чем играть самому………………………………………………………………………………………………………………..
10. Ребёнок легко создаёт образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики………………………………………
11. Ребёнок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации………………………………………………………………………
12. Ребёнок может выразить своё мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах………………………………………………………………..
13. У ребёнка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям…………………………………………………………………………..
14. Ребёнок обладает лидерскими качествами…………………………………………………………………………………………………………………………………
15. Ребёнок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
16. Ребёнок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации………………………………………………….
17. Ребёнок умеет сопереживать игровым персонажам……………………………………………………………………………………………………………………..
18. Ребёнку присущи качества — настойчивость, целеустремлённость, умение преодолевать неудачи, решать конфликты……………………………
19. У ребёнка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
20. У ребёнка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актёр, режиссёр, зритель):
• позиция «режиссёр» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актёр» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребёнок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребёнком.
Таблица: оценка сформированности познавательных, психических и коммуникативных навыков (для воспитанников подготовительной группы)
Автор: Ширяева Е.А., воспитатель по театрализованной деятельности МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия», г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского АО | |||
1. Основы театральной культуры | |||
Высокий уровень: 3 балла |
Средний уровень: 2 балла |
Низкий уровень: 1 балл |
|
1. |
|
Интересуется театральной деятельностью. |
|
2. | Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. | Использует свои знания в театрализованной деятельности. | Затрудняется назвать различные виды театра. |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание. | Понимает главную идею литературного произведения. | Понимает содержание произведения. |
2. | Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев. | Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев. | Различает главных и второстепенных героев. |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета. | Затрудняется выделить единицы сюжета. |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи. | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). | Пересказывает произведение с помощью педагога. |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя. | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности. | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. |
4. Навыки кукловождения | |||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. | Владеет элементарными навыками кукловождения. |
5. Музыкальное развитие | |||
1. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы. | Передаёт в свободных пластических движениях характер музыки. | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки. |
2. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета. | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом. | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом. |
3. | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле. | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец. | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю. |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1. | Самостоятельно создаёт эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учётом материала, из которого их будут изготавливать. | Создаёт эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля. | Создаёт рисунки на основные действия спектакля. |
2. | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе). | Создаёт по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов. | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов. |
7. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности. | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. |
Мониторинг уровня развития творческих навыков
Сделать вывод о том, насколько ребёнок комфортно себя ощущает в лицедействе, помогут творческие задания.
Таблица: примеры творческих заданий для детей
Название | Цели | Задачи | Материал | Ход проведения |
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | Разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр. |
|
Наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе. |
|
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка». | Изготовить персонажей, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку. |
|
|
|
Цит. по: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/teatralizovannaya-deyatelnost-v-starshey-gruppe.html#i-6 |
Диагностика творческих интересов
Проводится со старшими дошкольниками в форме собеседования. Вот хороший пример подборки вопросов для такой беседы:
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссёр, актёр, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребёнку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссёром, актёром, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребёнка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Театрализованная деятельность в детском саду является важным компонентом образовательной программы, так как позволяет реализовать практически все цели, связанные с развитием познавательной, эмоциональной и творческой сторон личности ребёнка. Вот почему педагог должен всесторонне и максимально полно изучить методику и специфику поведения театрализованных занятий, а также познакомиться с приёмами введения элементов театрализации на других занятиях.