Детская игра в театр раскрепощает и рождает удивительную, радостную атмосферу, помогает развить артистические способности, сформировать адекватный современным потребностям стиль поведения, приобщает к музыкальной культуре, художественной литературе, в увлекательной форме знакомит с правилами этикета, фольклором и национальными традициями. Поэтому так важно, чтобы театральная игра присутствовала в жизни дошкольника, а педагоги не забывали о таких интересных, оригинальных и творческих формах работы с малышами, как спектакль и концерт, импровизация и этюд.
Содержание
Смысл театрализованной игры
Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…
Основные цели и задачи
Театрализованная игра — это основа театрального занятия, одна из ведущих форм театрализованной деятельности в детском саду, в рамках которой дети разыгрывают в лицах литературный, сказочный сюжет или сцену из реальной жизни с помощью специальных инструментов для передачи образа, таких как, мимика, жесты, выразительная речь, пластика тела. Режиссёрская игра пробуждает воображение и фантазию, открывает в личности ребёнка скрытые таланты, раскрывает творческий потенциал. Игра-драматизация развивает внимание, память, способствует свободному самовыражению, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и психологические зажимы, почувствовать уверенность в собственных силах.
Цели проведения:
- расширить узкие традиционные рамки рационального мировосприятия, активизировать способность детей к образному восприятию мира людей, культуры, природы;
- создать благоприятную творческую атмосферу, способствующую развитию фантазии, совершенствованию речевой и поведенческой культуры;
- гармонизировать отношения ребёнка с внешним миром, помочь ему почувствовать себя более уверенным и защищённым в противоречивой социальной среде.
Задачи:
- Эмоционально-психическая область — обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие психических процессов:
- развивать способность чувствовать и понимать эмоциональный мир и переживания литературных и сказочных персонажей;
- формировать чувство эмпатии, сопереживания;
- способствовать снятию психоэмоционального напряжения;
- совершенствовать память во время запоминания роли, внимание в процессе отслеживания событий сюжетной линии, образное мышление и фантазию;
- способствовать раскрытию способностей и талантов, помогать преодолевать психологические комплексы, развивать уверенность в собственных силах.
- Коммуникативная область — стимулирование развития речи:
- добиваться чёткости произношения с помощью артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики;
- расширять словарный запас, развивать умение грамотно выстраивать диалогическую речь;
- владеть приёмами интонационной и образной выразительности речи.
- Социализация — освоение правил и норм поведения в обществе, пробуждение интереса к индивидуальному поиску и коллективному творческому сотрудничеству посредством участия в спектаклях, этюдах, сценках, импровизациях, помощи в оформлении костюмов и декораций.
- Духовно-нравственное и эстетическое воспитание — формирование представлений о добре и зле, развитие умения чувствовать прекрасное.
- Физическое развитие — совершенствование пластических возможностей, координации тела.
Две противоположные тенденции, препятствующие реализации творческих возможностей детской игры в театр:
- В стремлении продемонстрировать яркий, впечатляющий результат воспитатели репетируют с детьми не только слова роли, но и средства выразительности, старательно заучивая жесты, интонации, движения в процессе многочисленных тренировок. Однако умения, приобретённые методом подобного искусственного натаскивания, не используются ребёнком на практике в процессе свободной игры.
- Другая крайность характеризуется пассивным поведением педагога. В реальной жизни подобное невмешательство трансформируется в полное игнорирование театральной игры: воспитанники сами себя занимают, роль педагога сводится к подготовке однотипных атрибутов для театральных постановок. Работой над спектаклями занимается в основном музыкальный работник, а свободная игра в театр, несмотря на свою возрастную востребованность, практически отсутствует в жизни ребят.
Преодолеть противоречивую проблему поможет изучение и освоение технологии театрализованной игры, на основе которой педагоги будут выстраивать плодотворную работу со своими воспитанниками.
Видео: игра в кукольный театр как средство развития речевых и познавательных способностей
Приёмы подготовки и проведения театральной игры в старшей группе
Спектр игровых приёмов в старшей группе является достаточно разнообразным:
- Моделирование воображаемого сюжета или ситуации в форме небольшого этюда-импровизации, разыгрывание детьми сценок в рамках самостоятельно придуманного диалога, например: «Телефонный разговор», «На игровой площадке», «Кот Базилио и Лиса Алиса», «Старик и старуха из сказки о Золотой Рыбке» и т. д. Педагог помогает разобраться с характером роли, придумать реплики, продумать линию диалога.
- Творческая беседа, которая помогает раскрепостить воображение ребёнка, прочувствовать характер, эмоциональное состояние персонажа, подобрать наиболее точные мимические, интонационные, пластические инструменты для перевоплощения в образ героя. Своими вопросами (Какой твой герой? Что тебе нравится в нём, а что нет? Как он должен говорить, двигаться? Как он выглядит, во что одет?) педагог подводит воспитанника к глубокому и осознанному восприятию роли, помогает ему вжиться в создаваемый образ.
- Игровые тренинги по ритмопластике и актёрскому мастерству, помогающие овладеть выразительными приёмами передачи образа:
- интонация — отработка самостоятельного выразительного произношения слов и реплик с определённой интонацией (радость, удивление, печаль, страх, отвага и т. д.);
- статическая поза — обучение умению изобразить в неподвижной позе какой-нибудь объект живой и неживой природы или персонаж (птицу, цветок, конькобежца, бегуна, бабочку).
- жестикуляция — во время артистических игровых упражнений дети осваивают навыки передачи ощущений (мне жарко, холодно), имитации действия (мою посуду, раскатываю тесто, леплю из пластилина) с помощью языка жестов.
- мимика — овладение навыками считывания информации об эмоциональном состоянии собеседника по выражению его лица, затем дети учатся передавать своё настроение или эмоциональную реакцию средствами мимической выразительности.
- Метод аналогий и ассоциативного сравнения — стимулирует пробуждение фантазии и поискового мышления ребёнка во время творческой работы над ролью.
В зависимости от модели поведения педагога приёмы могут быть:
- прямыми — непосредственный показ со стороны педагога и подражательная деятельность ребёнка;
- косвенными — педагог побуждает воспитанника проявлять самостоятельность и активность действий.
Таблица: театральные игры в стихотворной форме
Расскажи стихи с помощью мимики и жестов. «Убежало молоко» (М. Бородицкая) Цель: развивать пантомимические навыки. Убежало молоко. Убежало далеко! Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице пустилось, Через площадь потекло, Постового обошло, Под скамейкой проскочило, Трёх старушек подмочило, Угостило двух котят, Разогрелось — и назад. Вдоль по улице летело, Вверх по лестнице пыхтело И в кастрюлю заползло, Отдуваясь тяжело. Тут хозяйка подоспела: — Закипело? Закипело! В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актёры, затем они меняются ролями. |
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов) Цель: развивать пантомимические навыки. Воспитатель читает, дети имитируют движения. Был у зайки огород, Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну а летом — в прятки. А весною в огород Зайка с радостью идёт! Но сначала всё вскопает, А потом всё разровняет. Семена посеет ловко И пойдёт сажать морковку. И глядишь — на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдёт, Урожай свой соберёт. И как раз — здесь закончился рассказ! |
«Договорим то, чего не придумал автор» Цели:
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». |
«Песенное творчество»
|
Игры на развитие пластики: Цель: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.
|
Игры на развитие пластики:
|
Загадки о сказках
Начинать занятия по театрализованной деятельности можно с загадок по мотивам популярных сказок:
- Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (Папа Карло). - Бабушка внученьку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка). - Носик — круглый пятачок.
Им везде удобно рыться.
Хвостик — маленький крючок.
Вместо туфелек — копытца.
Трое их, и до чего же
Братья меж собой похожи.
Угадай же без подсказки,
Кто герои нашей сказки? (Три поросёнка: Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф). - Был он долго неизвестным.
Стал он — каждому дружком.
Всем из сказки интересной
Мальчик-луковка знаком. (Чиполлино). - Лечит маленьких зверят,
Лечит взрослых и ребят.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор… (Айболит). - Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Три стола там и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадали без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя). - Кто-то за что-то ухватился цепко.
Тянет — не вытянет, ох, засела крепко.
Позову помощников, пускай прибегут.
Вытянет упрямицу только общий труд.
Кто засел так крепко? Может, это… (Репка?). - Как медленно близится вечер.
Хочу, чтоб быстрей он настал.
Хочу в золочёной карете
Явиться на сказочный бал.
Никто во дворце не узнаёт,
Откуда я, как я зовусь.
Однако лишь полночь настанет,
Я снова в избушку вернусь. (Золушка). - Старушка цветочек один сорвала
И девочке Жене его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
И что-то шептала, его отрывая.
Скажи, как зовётся сказка такая? (Цветик-семицветик). - Там синее море
И берег пологий.
Старик вышел к морю,
Чтоб невод забросить.
Теперь мы читателя
Нашего спросим,
Кого он поймает,
И что он попросит? (Золотую Рыбку). - На сметане он замешан,
На окошке был остужен.
Круглый и румяный бок.
Покатился … (Колобок). - Добродушный и незлобный
Этот милый чудачок.
Друг его — такой особенный
Очень милый — Пятачок.
Для него прогулка — праздник
И на мёд — особый нюх.
Этот плюшевый проказник — медвежонок … (Винни-Пух).
Виды театрализованных игр
Игра является ведущей психической деятельностью дошкольников, это наиболее интересный и понятный ребёнку способ переработки и выражения информации, эмоциональных реакций. У детей 5–6 лет выражена актуальная потребность в коллективной театрализованной деятельности, игры отличаются разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. В играх находят отражения события и переживания как из личного опыта дошкольников, так и выходящие за рамки их личного опыта, происходящие в жизни страны и всего мира.
Театрализованная игра выступает действенным средством социализации дошкольника, поскольку в процессе проигрывания различных ситуаций, сценок, сказок происходит осмысление их нравственного подтекста и освоение норм поведения, эмоциональное и речевое развитие ребёнка.
Игры-драматизации
Драматизация — самостоятельное разыгрывание ребёнком литературной или сказочной истории или сценария по мотивам стихотворения, потешки, фольклорного произведения. Старших дошкольников такая игра привлекает тем, что в ней необходимо взаимодействовать с людьми и подключать свой жизненный опыт, проигрывать различные роли, импровизировать.
Классический вариант игры-драматизации предполагает запоминание и озвучивание ребёнком-артистом готового текста роли, но допускается и свободный вариант творческой игры «на свой лад» без предварительной проработки. Образ создаётся с помощью интонации, выразительной мимики и жестикуляции, пластики движений. Дети перевоплощаются в литературного или сказочного героя, невольно наполняя его образ своими личностными чертами. Драматизации могут разыгрываться без зрительской аудитории или в жанре концертного представления. Если они проводятся с использованием традиционной театральной атрибутики (сцена, декорации, костюмы и т. д.), то называются театрализациями.
Виды драматизации:
- игровая имитация образов героев литературных произведений, сказочных животных;
- ролевое воспроизведение диалогов из текста;
- инсценированные постановки песен, фрагментов стихотворений, народных и авторских сказок, фольклорных и литературных произведений;
- разыгрывание спектаклей (драматический спектакль, мюзикл, пантомима, спектакль на основе хореографической постановки и ритмопластики) по мотивам одного или нескольких произведений;
- спонтанные игровые импровизации на основе известного литературного сюжета.
Видео: инсценированная постановка сказки «Гуси-Лебеди»
Видео: музыкальный спектакль по произведению «Мойдодыр»
Видео: ролевая сценка-шутка на тему «Семья»
Режиссёрские игры
Режиссёрская игра — ребёнок, как режиссёр или постановщик театрального действия, управляет игрушками, марионетками или их аналогами, произносит слова за «актёров» и одновременно является рассказчиком. Режиссёрские игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, требующими согласованности действий и творческих идей.
Классификация режиссёрских игр:
- Кукольный театр (настольный, напольный, стендовый). Используются как готовые, изготовленные промышленным способом (настольные театральные игры, бибабо), так и куклы ручной работы, созданные детьми из бумаги, картона, подручного, природного, бросового материала. Виды кукол:
- Марионетка — ребёнок манипулирует куклой с помощью нитей, прикреплённых к её голове и конечностям.
- Картонажные — плоские, объёмные (цилиндрической и конусообразной формы, из бумажных коробок).
- Верховые (тростевые, бибабо, на ложках) — одной рукой ребёнок придерживает корпус, другой водит тростями, прикреплёнными к рукам куклы.
- Теневая — плоский силуэт с помощью направленного потока света создаёт теневое изображение на экране-сцене.
- Перчаточная — надевается непосредственно на кисть руки (перчатки, варежки, носки).
- Театр в виде развёрнутой книжки с объёмными декорациями.
- Театр теней (живой, ручной, пальчиковый, кукольный).
Видео: кукольный театр на основе русской народной сказки «По щучьему велению»
Видео: настольный кукольный театр своими руками по мотивам сказки «Гуси-Лебеди»
Организация и проведение занятия в форме театрализации
В старшей группе плановые занятия по театрализованной деятельности проводятся 2 раза в неделю в течение 25 минут, некоторые из них могут быть проведены в оригинальной форме театрализованной игры. Однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками проведения игры, возможно увеличение деятельности занятия или разбивка работы над драматизацией на несколько занятий. Структура игрового занятия в целом не отличается от классической трёхчастной модели (организационная, основная и итоговая) любого занятия в детском саду, но проведение игры-драматизации или режиссёрской игры потребует от педагога предварительной работы. Кроме того, следует учитывать специфику игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Специфика театральной игры у старших дошкольников
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. У ребят 5–6 лет театральная игра характеризуется следующими особенностями:
- Усложняются и совершенствуются исполнительские навыки, увеличивается степень самостоятельности подбора средств образной выразительности, развивается коллективное сотрудничество.
- Фабула литературного или фольклорного сюжета воспринимается как ориентировочная основа, опираясь на которую ребёнок импровизирует, самостоятельно придумывает продолжение истории, объединяет несколько известных или вымышленных ситуаций в виде своеобразного коллажа, используя фантазию и воображение, например, «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина».
- Игра становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, создающего образ персонажа.
- Диапазон театральных специальностей в игровой деятельности расширяется, каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «билетёр» или «режиссёр».
- Дети чаще экспериментируют и пробуют свои силы в области самостоятельной режиссёрской деятельности. Ребёнок смелее осваивает пространство режиссёрской игры, управляя куклами или игрушками, придумывая сказки с продолжением.
- Литературный материал для диалогов, сценок, игровых этюдов становится более сложным, наполненным глубоким мировоззренческим и нравственным содержанием. Такие тексты формируют умение понимать не только буквальный, поверхностный смысл произведения, но и видеть тонкий, скрытый подтекст.
Игровые позиции и умения, которые формируются в процессе приобретения опыта театрализованной игры:
- Умение быть благодарным зрителем:
- позиция умного, тонкого критика и советчика;
- умение приветствовать артистов аплодисментами, досмотреть постановку до конца, владеть навыками театральной культуры.
- Освоить артистические приёмы самовыражения (мимика, жесты и т. д.) для передачи художественного образа персонажа, уметь правильно управлять куклой в режиссёрской игре.
- Ознакомиться с позициями «постановщика» и «автора сценария», совершенствовать умение воплощать свои творческие задумки с помощью организации согласованного взаимодействия и сотрудничества с другими участниками игры: не конфликтовать, соблюдать очерёдность вступления в театральное действие и т. д.
- Овладеть игровыми навыками «костюмера» и «декоратора»: самостоятельно создавать эскизы сценического оформления спектакля, изготавливать театральные атрибуты и элементы костюмов, на занятиях по рисованию и конструированию из бумаги оформлять оригинальные пригласительные, рисовать афишу.
Порядок подготовки спектакля на занятиях
Подготовительный этап:
- Познавательная беседа о театре.
- Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений и песен, которые помогут почувствовать атмосферу произведения, сформировать образы персонажей.
- Художественная практическая деятельность по мотивам произведения на занятиях по рисованию и лепке.
- Работа по развитию культуры и техники речи:
- диалоги по картинкам в ролевом исполнении;
- упражнения для совершенствования дикции, дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика;
- упражнения, нацеленные на развитие приёмов, усиливающих вербальную, пластическую и мимическую выразительность создаваемого образа.
- Этапы подготовки драматизации сказки:
- Выбор произведения и обсуждение с детьми, распределение ролей.
- Деление текста на сценические эпизоды и пересказ их детьми.
- Начальная репетиционная проработка эпизодов в виде импровизационных этюдов.
- Постановка танцевальных номеров, работа над музыкальным сопровождением, подготовка костюмов и эскизов декораций.
- Работа над текстом, уточнение понимания характеров героев, мотивации их действий.
- Проработка сценической выразительности поведения персонажей.
- Репетиционная работа над отдельными мизансценами с элементами реквизита и музыкальным сопровождением.
- Репетиция всей постановки с деталями костюмов и сценического оформления.
Организационная часть театральной игры длится не более 5 минут и призвана эмоционально настроить ребят на творческую работу, активизировать их внимание. Педагог традиционно использует сюрпризный момент, загадки, стихотворения, просмотр иллюстраций, прослушивание песен.
Примеры:
- Воспитатель приглашает ребят совершить удивительное путешествие в необычную, загадочную страну под название «Театр», в которой происходят чудесные превращения, куклы оживают, танцуют и поют, сказочные герои ждут гостей, а птицы и звери говорят на человеческом языке. Лёгкое движение волшебной палочки превращает детей в артистов. В волшебном мире театра они находят сундучок, а в нём письмо с загадками, которые помогут понять, какая сказочная история будет разыгрываться.
- Дети слышат стук в дверь. Вбегает сказочный герой и рассказывает свою печальную историю о том, что Королева Сказки попросила передать детям срочную и очень важную телеграмму. Но он так торопился выполнить важное поручение, что споткнулся и упал в лужу, телеграмма промокла, буквы расползлись, теперь не все слова можно прочитать. Сказочный герой обращается за помощью к ребятам, которые прочитают текст телеграммы и догадаются, в какую же сказку их пригласила Королева.
- Воспитатель вместе с детьми вспоминает любимые сказки. Затем воспитатель предлагает детям отправиться в сказочную страну, где живут волшебные феи, которые передадут знания и умения и помогут детям стать настоящими артистами. Жители этой страны поют и танцуют, очень любят увлекательные игры и потешные забавы. Для того чтобы отправиться в сказочное путешествие, детям необходимо проговорить волшебные слова и прихватить с собой фантазию.
Основной этап игры в театр посвящён непосредственному разыгрыванию детьми сказочного или литературного сюжета. В старшей группе продолжительность основной части занятия в соответствии с возрастными нормами составляет примерно 15–20 минут.
Итоговая часть (2–3 минуты) — воспитатель благодарит всех участников спектакля и зрителей, дети делятся впечатлениями и анализируют постановку, обсуждая такие вопросы:
- Понравился ли спектакль и почему?
- Кто из персонажей (артистов) произвёл самое большое впечатление и почему?
- Понравилось ли артистам исполнять роли в театре?
- Как поработали художники по костюмам и декорациям?
Таблица: примеры игр-имитаций и игр-импровизаций
Сценка «Непослушные внуки» | Тренирует навыки интонационной выразительности речи. Детей распределяют по парам. Первая пара перевоплощается в бабушку и дедушку, а вторая будет изображать разные модели поведения внуков. Бабушка и дедушка настойчиво уговаривают детей съесть какое-либо блюдо (каша, суп…). Оба малыша отказываются от предлагаемого им блюда, но делают это в разной манере: внучка — демонстративно капризничает и явно раздражает своим поведением старших; внук — выбирает вежливый стиль отказа, поэтому бабушка и дедушка снисходительно уступают ему. Этот же сюжет можно разыграть в варианте с малышами-животными, например, щенки должны лаять, утята крякать. |
Пантомима «Лепим снеговика» | Воспитатель проговаривает последовательность действий, а дети выразительными жестами их имитируют. В.: «Представьте, что у нас проходит занятие по лепке. Вы расселись за рабочими столами, приготовили цветной пластилин, дощечки, стеки. Отщипываем кусочек пластилина и раскатываем большой шарик для туловища нашего снеговичка, затем шарик поменьше для головы. Итак, приступаем к работе. А что же делаем затем? Верно, лепим мелкие детали: глазки, носик, ротик, ведёрко. Отлично, а теперь покажите друг другу свои поделки, рассмотрите и с помощью мимики и жестов проявите свою эмоциональную реакцию». |
«Сказка на новый лад» | В.: «Представьте, что вы оказались в сказке «Гуси-лебеди», встретили на лесной поляне Машеньку, которая ослушалась наказа батюшки и матушки, оставила своего маленького братца без присмотра и беззаботно играет с подругами. Расскажите, о чём бы вы с ней поговорили, как помогли спасти Ванечку, в какое путешествие отправились, какие приключения пережили, с кем повстречались»… |
«Помоги зайке» | Дети вместе с воспитателем вспоминают известное стихотворение А. Барто про зайку, которого бросила хозяйка. Воспитатель берёт в руки мягкую игрушка зайчика и обращается к детям со словами: «Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький зайчонок. Он совсем одинокий и несчастный, он промок и хочет кушать. Каждый из вас может его подержать, приласкать, согреть, накормить, сказать ему добрые искренние слова». Дети по очереди берут игрушку в руки, воспитатель помогает найти нужные слова. |
«Цветочная поляна» | Звучит красивая мелодия, дети сами придумывает танцевальные движения, пластически изображая танец цветов на поляне. Затем музыка внезапно прерывается, это резкий порыв ледяного ветра заморозил цветы (малыши замирают в статической позе). |
«Пантомимы-миниатюры» |
|
Игры-этюды |
|
«Пейзаж» — игра на развитие воображения | В.: «Ребята, вообразите, что вы художники. Ваши руки — кисти, которыми вы набираете зелёную краску и рисуете сочную, нежную траву. Жёлтой краской изобразим круглое солнышко с тонкими лучами, милой улыбкой и счастливыми глазами. Теперь нарисуем высокое голубое небо. Ой, а что так благоухает? Рисуем цветы на полянке. Какие? Пусть это будут белоснежные ромашки. Прислушайтесь, кажется, это ветер напевает весёлую песенку, а где-то неподалёку журчит ручей». |
«Электроник и клоун» | Игра-перевоплощение, нацеленная на развитие способности имитировать движения. Изображение механического способа передвижения мальчика-робота требует мышечного напряжения рук, ног, корпуса. Руки плотно прижаты к корпусу, ребёнок делает резкие повороты, наклоны, шаги в разных направлениях, сохраняя неподвижное, застывшее положение шеи и плечевого пояса. Гибкие, пластичные телодвижения гуттаперчевого тряпичного клоуна совсем иные, они связаны с необходимостью расслабить тело, выполняя толчкообразные раскачивания корпуса. Активно и энергично поднимаются руки, голова совершает круговые движения, ступни плотно прижаты к полу. |
«Мимические фантазии» | Изобразить эмоциональную реакцию, настроение, ощущение: интересно-скучно, грустно-весело, холодно-жарко, сладко-кисло, рассердились-помирились. |
«Дары осени» | В.: «Дружно идём в сад, вдыхаем сладкий аромат фруктов. Стараемся дотянуться до груш и яблок, поднимаем поочерёдно правую и левую руки. Пытаемся сорвать фрукты в прыжке (подпрыгиваем на месте с поднятыми вверх руками). Как же достать яблоки и груши? Нам поможет лестница. (Дети имитируют подъём по лестнице.) Срываем фрукты и кладём в корзинку. Всё, урожая собрали, устали, садимся, закрываем глаза и расслабляемся». |
Таблица: картотека игр-драматизаций сказок со сценариями
Название, автор | Сценарий |
Игра-драматизация сказки «Теремок», Нейронская М.Б. | Сказочница: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Вдруг по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит. (Музыка). Мышка: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Сказочница: Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать. В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает. И вот по полю скачет лягушка, остановилась у теремка. Лягушка: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто? Лягушка: А я лягушка-квакушка. Какая славная избушка, пусти к себе жить! Мышка: Ой, какая забавная лягушка, иди ко мне жить! Сказочница: Забежала лягушка-квакушка в теремок, и стали они жить вместе. И тут к теремочку бежит зайчик. (Подбегает к теремку). Зайчик: Терем, терем, теремок. Кто, кто в теремочке живёт? Мышка: Я мышка-норушка. Лягушка: Я лягушка-квакушка. А ты кто? Заяц: Я зайчишка-шалунишка. У вас чудесная избушка! Лягушка: Да пусть живёт, втроём не хуже! Такой помощник очень нужен! Сказочница: Забежал зайчонок в теремок, и стали они жить в нём все вместе. Кто бежит к теремочку? А-а! Да это лисичка-сестричка. Лиса: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Перечисление героев сказки. Все: Заходи к нам жить! Сказочница: И лисичка-сестричка поселилась в теремочке. И вот к теремочку бежит волчок — серый бочок. Волк: Терем, терем, теремок! Кто в тереме живёт? Ответы персонажей. Волк: Можно с вами буду жить? Не с кем мне в лесу дружить… Все: Заходи к нам, волк, мы тебя чаем угостим. Сказочница: Весело живут звери в теремочке. Но что за шум? Что за треск? Почему кусты гнутся, сучки ломаются? Кто же к нам пробирается? Ой, да это же мишка-топтыжка. Медведь: Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт? Ответы персонажей. Медведь: А я, медведь, с вами жить хочу! Все: Заходи к нам жить! Под тяжестью Медведя теремок разваливается. Мышка: Зима идёт, а ты наш дом сломал, куда теперь мы все пойдём? Медведь: Простите, я ведь не нарочно! Давайте новый строить! Все звери: Точно! Побольше, чтоб и мишка влез, построим терем до небес!!! Сказочница: Хоть и виноват медведь, мы ему поможем! Чем о домике жалеть, лучше новый сложим! Конструирование из мягких модулей-блоков. Все дружно строят теремок под весёлую музыку. |
Игра-драматизация сказки «Репка», Артёмова Л.В. | Ведущий: Посадил дед репку (Выражает с помощью мимики и жестов одобрение старанию и трудолюбию деда). Выросла репка большая-пребольшая (Поражён её размерами). Стал дед репку из земли тянуть. Все: Тянет-потянет — вытянуть не может. Ведущий: Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много помощников. Кого позовём? Дед: Бабка, помоги! Ведущий: Не идёт бабка, не слышит. Хлопочет по хозяйству. Позовём бабку? Все: Бабка, помоги! Бабка. Иду, иду! Ведущий: Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут (Выражает удивление от того, как крепко репка сидит в земле). Позвала бабка внучку. Бабка: Внучка, помоги! Ведущий: Спешит внучка на помощь старикам. Внучка. Иду, иду! Ведущий: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку… Все: Тянут-потянут, вытянуть не могут (Удивлены). Ведущий: Позвала внучка собачку Жучку. Жучка не задержалась. Жучка: Гав-гав-гав, бегу! Все: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут (Очень огорчены). Ведущий: Позвала Жучка кошку. Жучка: Мурка, помоги! Ведущий: Не идёт кошка, лежит нежится, не слушает Жучку. Давайте позовём все вместе. Все: Мурка, иди же! Не справятся без тебя! Мурка: Иду, иду! Все: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут (Терпение зрителей и «актёров» кончается, на их лицах отчаяние от бесконечных неудач). Ведущий: Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все же спешит на помощь (Подбадривает мышку, успокаивает её). Все: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянули репку! (Радуются). Если дети хотят продолжить игру самостоятельно, помогите им надеть атрибуты. Понаблюдайте, что они могут делать сами, в чём нужна ваша помощь. По ходу игры привлекайте детей проговаривать цепочку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку и т. д. Если желающих тянуть репку слишком много, можно предложить им шапочки с изображениями других животных, которые пришли на помощь. Игра получится очень весёлой и интересной, если ведущий будет по ходу её вставлять примерно такие реплики: — Бабушка, вам не тяжело работать на огороде? Внучка вам помогает? — Дедушка, часто ли вы окапываете репку, свой огород поливаете? — А кто вам помогал? — Что ещё растёт на ваших грядках? — Внучка Машенька, ты не забыла прополоть грядки, чтобы репка лучше росла? — Мурка, не ленись, пора просыпаться. Все уже давно встали. — Мышка, без тебя не вытащить нам репку, помоги. В конце игры, когда вытянутая репка будет лежать на земле, предложите ребятам поводить хоровод вокруг такой большой репки, устроить праздник урожая. Можно пригласить гостей, соседей, чтобы они посмотрели, какая красивая репка выросла на огороде, угостить их. |
Драматизация сказки «Заюшкина избушка», Рослякова Н.А. | Ведущий: У лесочка на опушке в лубяной своей избушке Мирно Заяц жил косой рядом с рыжею Лисой. Но ленивая Лисица не желала потрудиться — дом построить лубяной, а вселилась в ледяной. Вот весною лёд растаял, ледяной избы не стало… Стала хитрая Лисица к Заюшке на двор проситься. (Лиса подходит к калитке, стучит). Лиса: Ты пусти уж, сделай милость! Заяц: Не пущу: зачем дразнилась? (Задумывается, махнув лапой, добродушно улыбается). Ну да ладно! Не до ссор… Проходи, Лиса, во двор! (Лиса проходит во двор). Ведущий: Без избушки сыро, плохо… Принялась Лисица охать. Ночь промаялась без сна, Зайца просит вновь она. (Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающе). Лиса: Ты пусти хоть на крылечко… Много ль надо мне местечка? Добрый Заинька, прости, Пожалей меня, пусти! Заяц (из окошка): Надо Лисоньку пустить, Чаем сладким напоить! (Заяц выходит на крыльцо, протягивает Лисе кружку чая; Лиса пьёт чай и устраивается на крылечке). Ведущий: Третий день настал. Лисица в двери к Зайчику стучится. Лиса: Я озябла на крылечке. Мне б на лавку, ближе к печке. (Заяц открывает дверь, Лиса входит в избу и садится возле двери). Ведущий: На четвёртый день опять Стала к Зайцу приставать С тихой, ласковою речью. (Лиса осторожно, мелкими шажками приближается к Зайцу и робко просит). Лиса: Заинька, пусти на печку… (Заяц обращается к залу). Заяц: Как ей тут не уступить?! (Лисе) Полезай уж, так и быть! (Лиса залезает на печку). Ведущий: Заяц, доброе сердечко, Рыжую пустил на печку. День-другой прошёл. Лисица вдруг затеяла браниться. Лиса (с печи громко, вызывающе): Не желаю жить с тобой! Убирайся вон, Косой! (Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; Заяц выходит из дома, садится поодаль на пенёк и плачет). Ведущий: И Зайчишку прогнала, Узелок лишь отдала. Сел Зайчишка на опушке И, прижав от страха ушки, Начал горько-горько плакать… (Бежит Собака, подходит к Зайцу). Ведущий: Подошла к нему собака. Собака: Тяф! Тяф! Тяф! О чём ты плачешь? Почему, дружок не скачешь? Заяц (продолжая всхлипывать): Жил я в лубяной избушке, Здесь, на этой вот опушке, А Лисица — в ледяной. Как растаял лёд весной, Жить ко мне она пришла Да меня же прогнала. Собака: Полно, слёз не лей ты боле! Помогу твоему горю! (Собака подходит к избушке). Собака: Тяф! Тяф! Тяф! А ну, Лиса, Убирайся вон в леса! Ведущий: А Лисица-то с печи Громким голосом кричит. Лиса: Вот как выскочу сейчас, Только клочья полетят. Если же не хочешь драки, Убирайся вон, Собака! (Собака, испуганно потявкивает и убегает. Заяц опять начинает плакать. К нему бежит Волк). Ведущий: Снова Зайка горько плачет, Не зовёт друзей, не скачет. Вот бежит к нему Волчок… Волк: Что ты, Заинька, не вёсел Буйну голову повесил? Заяц: Как же мне не плакать, Волк? Жил я в лубяной избушке, Здесь, на этой вот опушке, А Лисица — в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла И меня же прогнала!!! Волк: Помогу твоему горю, Лиску, рыжую плутовку, Прогоню я быстро, ловко!!! (Подходит к избушке, стучит в окно). Волк: Эй, Лиса, поди с печи!!! Лиса: Кто там хочет калачи? Вот как выскочу сейчас, Только клочья полетят… Волк: Ладно, Заинька, пока… Шкура очень дорога… (Волк поглаживает шерсть и убегает. Заяц опять начинает плакать). Медведь (добродушно): Полно, Заинька, реветь! Ты, ответь мне, сделай милость, Что за горе приключилось? Заяц: Как не плакать, дедушка, Дедушка-Медведушка? Жил я в лубяной избушке, Здесь на этой вот опушке, А Лисица — в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла Да меня же прогнала. Медведь: Не горюй, дружок! Лису… Я заставлю Жить в лесу… (Медведь подходит к избушке и рычит). Ведущий: Мишка грозно зарычал, Во весь голос закричал: Медведь: Ну-ка, рыжая Лиса, Вон ступай в свои леса! Ведущий: А Лиса ему с печи громким голосом кричит. Лиса: Вот как выскочу сейчас, Искры полетят из глаз! Убирайся сам, Медведь, На меня не смей реветь! (Медведь сердито машет лапой и уходит) Ведущий: Даже Мишка не помог…. Жалко Зайку… На сцене появляется Петух с косой на плече, подходит к плачущему Зайцу. Ведущий: Вот идёт Петух с косой!!! Петух: Плачешь ты о чём Косой? Заяц: Жил я в лубяной избушке, Здесь на этой вот опушке, А Лисица — в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла И меня же прогнала. Петух (уверенно, весело): Не горюй, приятель! Вскоре Твоему поможем горю! Покажу Лисе косу, Живо выгоню Лису! Заяц (всхлипывая): Да её Собака гнала, Да с испугу убежала. Волку — шкура дорога… Гнал её и сам Медведь недавно… Ты не справишься подавно! (Петух направляется к избушке). Ведущий: Петух к избушке, Что стояла на опушке, Подошёл… Пошла потеха! Стало рыжей не до смеха! Петух: Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса! Вот возьму косу на плечи… Я иду Лису посечи! Лиса (испуганно): Что ты, Петя, не спеши! Мне одеться разреши! Петух: Прекрати пустые речи! Прочь пошла, плутовка, с печи! (Лиса прыгает с печи и убегает). Ведущий: Ох и струсила Лиса… Прыг с печи да и в леса, Припустила во весь дух: Напугал её Петух. С той поры Зайчишка с Петей Лучшие друзья на свете. На лесной живут опушке, В лубяной своей избушке. И теперь из самовара Чай морковный пьют на пару, Сушки-пряники жуют, Веселятся и поют… (Заяц и Петух поют и танцуют). Убежала Рыжая Рыжая — бесстыжая! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась Петуха! |
Игра-драматизация по сказке «Курочка-ряба», Гравель И.А. | В сказке принимают участие: Дед, Баба, Курочка, Мышка. Предварительная работа. В зале стоит деревенский плетень. Дом-ширма. Миски для курочки. Звучит композиция «Пение птиц». Ведущая: Жили-были дед да баба. (По очереди появляются Дед и Баба). И была у них курочка Ряба. (Появляется курочка). Дед да баба курочку очень любили. (Дед и баба гладят курочку). Кормили её и поили. Дед: Ешь, моя курочка, ешь, поправляйся. Зёрнышко за зёрнышком, клюй, забавляйся. У меня в закромах полным-полно. В амбаре у меня Золотое зерно. (Кормит курочку). Баба: Пей, моя курочка, пей, моя птичка, У меня в ведёрочке хватит водички, Напьёшься, пойдёшь за ворота гулять. А я тебе водички добавлю опять. (Выносит ведро с водой и наливает в блюдце воду). Курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко. (Уходит и продолжает кудахтать за сценой). Дед: Знать, снестись хочет Курочка Ряба. Слышишь, как кудахчет. Погляди-ка, баба. Баба: Да и то, старинушка, дай-ка погляжу. За яичком свеженьким поскорей схожу. (Баба уходит. Дед ковыляет за ней). Ведущая: И снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… Дед: Вот так яичко, очень уж большое. Видела ль ты, баба, где-нибудь такое? Баба: Погляди, яйцо не простое, аль не видишь, старый? Яйцо золотое. Дед: Золотых яичек не видал ни разу, Знать там, в середине жемчуг да алмазы. (Бьёт по яйцу рукой 4 раза). Баба: Бить его ладошкой вовсе толку нет. Кулаком с размаху, вот как надо, дед. (Бьёт по яйцу кулаком 4 раза, в это время дед уходит и приносит деревянную ложку). Дед: Погоди-ка, баба, отойди немножко. Я его покрепче хлопну этой ложкой. (Бьёт по яйцу ложкой. В это время баба выносит коромысло). Баба: Стукать его ложкой вовсе нету смысла, Отойди немножко, стукну коромыслом. (Бьёт коромыслом. Дед несёт лопату). Дед: Где тебе управиться? Разобью лопатой. (Бьёт лопатой. Баба несёт веник). Баба: Ну-ка, дед, в сторонку, вишь, несу метёлку, Соберусь я с силою и добьюсь я толку. (Бьёт веником. Дед несёт полено). Дед: Бить его метёлкой, что горох о стену. Отойди к сторонке, я его поленом. (Бьёт по яйцу поленом. Баба несёт топор). Баба: Брось своё полено, мало силы в нём, Разобью яичко, острым топором. (Бьёт топором. Дед уходит. Баба оглядывается, деда не видит и тоже уходит). Появляется мышка, она бегает вокруг яйца. Яйцо падает, за ширму и разбивается. Мышка убегает. Появляется ведущая. Заглядывает за ширму. Ведущая: Яичко-то разбилось. (Одновременно выходят дед и баба с большими молотками в руках. Дед замечает, что яйца нет). Дед: Баба, а баба. А яйца-то нет! Баба: Нет! Пропало яичко. Куда же оно девалось??? Батюшки, где же яичко? (Ищут его под столом). Баба: Ребята, вы яичко не брали? Может вы его спрятали? (Ребята отвечают: «Нет!») Баба: А может вы видели, куда оно девалось? (Ребята отвечают). Дед: Постойте, я ничего не разберу. Баба: Давайте мы у И.А спросим. И.А, вы яичко не брали? Ведущая: Нет. Баба: А может быть, вы знаете, куда оно девалось? Ведущая: Знаю, знаю. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Дед и баба находят и поднимают по скорлупке). Дед: И вправду разбилось. Баба: Вот одни скорлупки остались. (Дед и баба плачут. Появляется курочка). Курочка: Не плачь, дедушка, не плачь, бабушка, Вам ещё снесёт яичко, ваша Рябушка. (Гладит их по голове). Только больше золотого я яичка не снесу. Дед и Баба: Не хотим мы золотого. Курочка: Я простое принесу. Дед и Баба: Вот спасибо, так спасибо, наша Рябушка. Превеликое спасибо, наша лапушка. Мы яичек бить не будем, и не думай ты о том, Соберём мы их десяток и цыпляток разведём! (Звучит музыка. Курочка начинает танцевать Дед и Баба присоединяются к ней). Необходимые атрибуты: Яйцо из папье-маше, ложка, коромысло, лопата, метла, полено, топор, 2 деревянных молотка. Костюмы:
|
Таблица: пример конспекта игры-драматизации
Автор | Красникова Е.В., воспитатель МБДОУ Детский сад №62, Алтайский край, с. Шебалино |
Название | Конспект игры-драматизации для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» |
Цели, задачи | Цель: учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью. Задачи:
|
Материал и оборудование |
|
Предварительная работа | Чтение и анализ произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», проигрывание этюдов по сказке, рисование на тему «Герой сказки», упражнения на развитие интонационной выразительности. |
Вводная часть | Дети свободно располагаются в группе, воспитатель располагается в месте наибольшего скопления детей и организует совместную деятельность. Сюрпризный момент: (Звучит аудиозапись). «Внимание, внимание, прослушайте радиосообщение. Только сегодня и только здесь открывается детский театр… (шум, шипение, запись прерывается)». Ребята, вы слышали радиосообщение? А я что-то ничего не поняла, давайте ещё раз подробнее послушаем. (Дети совместно с воспитателем прослушивают запись ещё раз). Беседа о театре: Детский театр… как интересно! А вы любите ходить в театр, смотреть спектакли? Тогда нам обязательно нужно попасть в этот театр! Кто со мной? Тогда в путь! Подождите, а кто услышал, как называется театр и где он располагается? Что же делать, мы даже названия не узнали? Получается, что в театр мы не попадём? А мне так хотелось! Я кажется кое-что придумала! А если мы прямо здесь и сейчас сами откроем детский театр? Хотите? Итак, внимание, открывается театр детского сада. А как он называться будет? (Дети придумывают и выбирают название). Где он будет располагаться? Где будет сцена? А зрительный зал? А костюмерная и гримерная? Теперь скажите мне, пожалуйста, какие театральные профессии вы знаете? Кто хочет быть актёром? А зрителями? А можно я буду режиссёром? Чтобы решить, какой спектакль мы будем показывать, нам надо вспомнить, какие произведения мы с вами читали, обсуждали, слушаю ваши предложения. (Воспитатель выслушивает всех по очереди). Итак, мы играем «Сказку о глупом мышонке», кто её автор, кто написал эту сказку? |
Основная часть | Распределение ролей: Вы все хотите быть актёрами, а мне нужны 2 помощника. Как быть? Может кто-нибудь сам согласится? Тогда я предлагаю вам распределить роли и обязанности по-честному. Вытягивайте карточку и смотрите, какая роль вас ожидает. Ну что, актёры, проходите в костюмерную, надевайте костюмы. Как только будете готовы, проходите в гримерную, мы вам нанесём настоящий театральный грим. А мы с помощниками, тем временем, будем готовить сцену и декорации. Дети самостоятельно выбирают и надевают заранее приготовленные костюмы, маски в соответствии с ролью. Освобождённые от роли дети помогают приготовить декорации — кровать мышонка, кресло для мамы-мыши, по моделям нанести грим. Во время нанесения грима «режиссёр» предлагает произнести скороговорку для того, чтобы речь «актёров» звучала ясно и чётко: «33 вагона в ряд тараторят, тараторят, тараторят, тарахтят». Дети совместно с воспитателем воспроизводят содержание сказки. |
Итоговая часть (анализ игры) | Вам понравилась наша игра в театр? Что вам больше всего понравилось? У меня на тарелочке есть карточки красного и зелёного цвета. Подумайте и вспомните, как вы выполняли свою роль, оцените себя: если вы хорошо справились со своей ролью и обязанностями — возьмите зелёную карточку, а если что-то вам не удалось и вы могли справиться лучше — возьмите красную карточку. Спасибо, я думаю те, кто взяли красную карточку в следующий раз будут очень стараться. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. Игра называется «Хвалишки». Начиная с меня, мы будем друг друга хвалить. А я хочу вам от себя сказать «спасибо» и отметить, что вы сегодня играли очень дружно, поддерживали и помогали друг другу, с уважением относились к своим друзьям и гостям. |
Театрализация в детском саду помогает разрешить многие насущные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием и эстетическим развитием детей, формированием коммуникативных навыков, снятием эмоционального напряжения. В основе театрального искусства лежит игра, поэтому оно так привлекает взрослых и детей, способствует большему взаимопониманию и решению конфликтных ситуаций. Дети старшего дошкольного возраста совершенствуют свои исполнительские умения, уровень их психоэмоционального развития позволяет расширить диапазон литературного и фольклорного материала для театральных постановок.