Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, провести неожиданный эксперимент, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих их взрослых в весёлые игры и забавы. Поэтому так важно, чтобы занятия в детском саду не только развивали интеллектуальные способности, тренировали память и внимание, знакомили с традиционными взглядами, передавали социальный опыт предков, но и помогали маленькому человеку познать радость творчества, развивали самостоятельное нестандартное мышление.
Содержание
Как и зачем заниматься творчеством в детском саду
Творчество — это мыслительная и продуктивная деятельность, в результате которой появляются новые уникальные идеи, художественные произведения или технические изобретения.
Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети — это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребёнка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врождённых задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребёнка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.
Цели, задачи, приёмы творческого развития
По данным научных исследований, именно дошкольный период в большой степени определяет формирование творческих способностей ребёнка.
Цели занятий по творческому развитию — помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи творческих занятий:
- познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к таким занятиям;
- развивать навык комбинирования элементов и нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные средства;
- способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
- развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
- формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации болезненных переживаний в созидательную деятельность: создание картин, музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и т. д.;
- стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.
Педагогические приёмы работы (адаптированная классификация по Я. Лернеру):
- информационный — показ педагогом готового образца (лепной скульптуры, рисунка, бумажной фигурки), рассматривание его детьми, обсуждение поэтапного алгоритма выполнения работы;
- репродуктивный — помогает закрепить работу по образцу и усовершенствовать базовые технические навыки и умения, которые затем будут использоваться ребёнком в творческой деятельности (работа с опорой на технологическую карту, прорисовка контуров, штриховка, создание конструктивных модулей для оригами или квиллинга, сгибание и вырезание деталей и т. д.);
- проблемный — предполагает постановку проблемных задач, таких как: «Найди ошибку», «Подбери пару», «Нарисуй без карандашей и красок», «Узнай сказку по картинкам», «Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики»;
- эвристический — приём предполагает частично самостоятельное выполнение задания, например, придумать продолжение сказочной истории, дорисовать незаконченный рисунок, дополнить шишку деталями из пластилина, создать новый образ на основе базовой геометрической формы круга или квадрата и т. д.;
- исследовательский — ребёнок самостоятельно выполняет весь объём работы по собственному замыслу, учится преодолевать трудности, находить решение сложных, нестандартных задач, для которых нет готового алгоритма. В рамках занятий на пути к творческой цели перед ребёнком встаёт много вопросов — что и как делать. Он находит ответы, сочиняя сказку или стихотворение, управляя куклами, рисуя иллюстрацию к любимому рассказу или эскиз декораций к спектаклю, создавая макет города из бумажных элементов — конусов и цилиндров, и т. д.
Важно пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию, захватить его внимание предложенной темой. Реализовать эту задачу на практике помогут такие приёмы:
- Комплекс развивающих, дидактических, театрализованных, подвижных игр.
- Сюрпризный момент — неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего малышей о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробудит любопытство и желание творить, поможет мотивировать ребят на исследовательскую работу.
- Живая, образная, интонационно выразительная речь педагога, которая усилит эмоциональное восприятие и активизирует природную детскую непосредственность.
Таблица: игры на развитие ассоциативного, системного мышления
«Что на что похоже» | 3–4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят, ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на …» и даёт слово тому, кто первый нашёл сравнение и поднял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолёта, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации. |
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук) | Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка. |
«Волшебные кляксы» | Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. |
«Хорошо — плохо» | Для игры выбирается объект, безразличный ребёнку, т. е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества, положительные и отрицательные с точки зрения ребёнка . Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например: карандаш. — Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий. — Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уколоться. — Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается. Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, когда карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал. |
«Теремок» | Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребёнок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображён музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине. |
«Собери фигурки» | Ребёнку даётся набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5–7 фигурок). Заранее изготавливаются 5–6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали. |
«Нелепицы» | Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8–10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно. |
Виды деятельности, развивающие творческие способности
Существует множество направлений творчества, которые можно использовать для работы с малышами в детском саду.
Нетрадиционное рисование
Нетрадиционное рисование помогает малышу почувствовать себя настоящим художником. Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений.
Примеры использования техник нетрадиционного рисования для развития детского творчества:
- Воображение и нестандартное мышление позволят увидеть в незамысловатом оттиске ладошки образы статного жирафа, неуклюжего слона, забавной обезьянки — стоит лишь с помощью лёгких штрихов и гибких линий добавить недостающие детали.
- Техника проступающего рисунка (рисование свечой) с особым восхищением воспринимается детьми. Ведь у них появляется шанс почувствовать себя маленькими волшебниками и удивить окружающих занимательной игрой. Ребёнок просто тонирует поверхность листа акварельными красками — и скрытые контуры звезды, цветка, самолёта, выполненные заранее с помощью восковой свечи, проявляются на бумаге.
- Кляксография — выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа или даже целого сюжета с дальнейшей прорисовкой, например, цветочной поляны или графических очертаний осеннего дерева.
- Граттаж — ребёнок познакомится с искусством гравюры, процарапывая заострённым концом инструмента контрастные контуры графического изображения по загрунтованной тёмной гуашью или тушью поверхности на восковой основе. Наносить восковой слой можно с помощью цветных восковых карандашей, тогда гравюра получится цветная, например, изображение праздничного салюта или звёздных просторов космоса.
- Рисование по ткани — декоративное раскрашивание ткани, которое опирается на фантазию и пространственное мышление ребёнка.
- Квиллинг — создание ярких аппликаций на основе конструирования из спиралевидных деталей (модулей).
- Декоративое рисование — фантазия и воображение пригодятся в процессе придумывания абстрактных геометрических узоров и ритмических цветочных композиций для украшения посуды или предметов одежды.
Видео: развитие детской инициативности с помощью техник нетрадиционного рисования
Видео: занятие «Рисование в технике Эбру» (подготовительная группа)
Кулинария
С большим интересом дети воспринимают занятия по кулинарии, на которых они пробуют свои силы в искусстве приготовления салатов, фигурок и рулетиков из песочного и слоёного теста. Кроме того, дети знакомятся с новой информацией, узнают секреты приготовления, осваивают практические навыки, участвуют в увлекательных играх, например:
- разгадывают загадки об овощах;
- узнают о таком необычном растении, как бешеный огурец, который при прикосновении взрывается и разбрасывает вокруг себя семена;
- мечтают оказаться на весёлом празднике томатов в далёкой Италии;
- определяют овощи по запаху и на ощупь, узнают масло по этикетке на бутылочке;
- учатся аккуратно нарезать овощи, раскатывать тесто, пользоваться тёркой;
- придумывают названия приготовленным блюдам;
- продумывают рецепты, подбирая карточки с продуктами;
- помогают приготовить угощение для Домовёнка Кузи, красиво сервировать стол к приходу гостей.
Конструирование городов и зданий
Конструирование из настольных или напольных наборов станет практической частью занятия по архитектуре, во время которого перед группами детей будут поставлены задачи по строительству зданий в разном стиле для сказочных героев по планам (схемы и чертежи) архитектора, например, диковинного дворца для Золушки, уютного домика для Красной Шапочки, сказочных хором для Алёнушки. Для того, чтобы постройки получились красивыми и прочными, детям необходимо работать сообща, демонстрировать технические навыки, научиться договариваться, придерживаться заранее оговорённой последовательности действий.
Простые бумажные коробки с помощью клея, ножниц, картона и детской фантазии превращаются в неприступные крепости с подъёмными мостами, величественные дворцы с остроконечными башенками. Большие строительные модули станут прекрасным материалом для конструирования современных жилых зданий, школ, магазинов, спортивных комплексов в полный детский рост. В сконструированных городах дети могут поселить свои игрушки, «посадить» бумажные деревья, проложить железные дороги и автомагистрали.
Дети познакомятся с ландшафтной архитектурой, если им предложить вокруг города «вырастить» из природного материала леса, парки и сады, украсить их декоративными мостиками и дорожками, уютными избушками в технике бумагопластики, «создать» горы и холмы, нарисовать голубое небо, яркое солнышко, сочную траву. Населить «сотворённый» природный мир можно фигурками животных и сказочных человечков, вылепленных из пластилина или изготовленных в технике оригами и киригами.
Литературное творчество
Литературное творчество пробуждает живые эмоции ребёнка, активизирует воображение, развивает образное восприятие мира, формирует речевую культуру.
Приёмы словесного творчества:
-
Составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — облако. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, качество, действие): какое? – белое, пушистое, плывёт; что бывает таким же? – снег, цыплёнок, кораблик. Далее детей просят дать образные характеристики объектам, которые они назвали: выпавший снег, маленький цыплёнок, плывущий кораблик. После заполнения таблички, воспитатель просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Не». Окончательный вариант загадки про облако: «Белое, как выпавший снег, пушистое, как маленький цыплёнок, плывёт, но не кораблик».
-
Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – ребятам предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект, о котором будет составлено предложение (деревья), определяется свойство (золотистые), затем подбирается объект со схожим признаком (одежда), указывается место (осенний лес), наконец, составляется предложение (Деревья в осеннем лесу нарядились в золотистые одежды).
-
Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. Сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:
-
«Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную (мальчик-зайчик, лес-лиса, мальчишка-книжка, опушка-кукушка, крыши-мыши и т. д.)
-
«Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.
-
-
Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке, в процессе которых педагог просит детей подобрать удачные метафоры, образные словесные сравнения, произвести воображаемое перемещение объекта в прошлое или будущее.
-
Использование приёма эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.
-
Составление текстов сказочного типа — пересказ и изменение известного сказочного сюжета. Игры и упражнения, являющиеся своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой при подготовке детей:
-
«Чудеса волшебника». Игра выстраивается вокруг приёма фантазирования. Педагог предлагает представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: вы превратили простой карандаш в волшебную палочку, теперь все ваши желания могут исполниться. Всегда ли это хорошо?
-
«Новые похождения…». Игра основана на пересечении объекта и места. Педагог работает с карточками, изображающими героев и место, где будет разворачиваться сюжет. Пример: Иванушка оказался в Подводном Царстве. Как встретят его жители Подводного Царства? Какие приключения его ожидают? Кто станет его другом или врагом?
-
Видео: составление творческого рассказа
Театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность пробуждает воображение и фантазию, развивает внимание, память, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и психологические зажимы, почувствовать уверенность в собственных силах. Театральная игра (режиссёрская и драматизация) становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, разыгрывающего ролевые диалоги, этюды, пантомимы, спектакли. В старших группах каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «сценарист» или «режиссёр».
Музыкальное творчество
Детское музицирование открывает волшебный мир музыкальных звуков, помогает пробудить творческую инициативу. Ребёнок спонтанно напевает марш для солдатиков, поёт колыбельную кукле во время ролевой игры, придумывает самобытные танцевальные движения в такт, импровизирует и аккомпанирует на детских музыкальных инструментах, получая эстетическое удовольствие и совершенствуя музыкальный слух, чувство ритма и пластику движений. Примеры творческих заданий:
- «Сыграй танец снежинок на металлофоне»;
- «Изобрази шуршание осенних листьев с помощью шумовых инструментов»;
- «Изобрази дуновение ледяного ветра на флейте»;
- «Придумай танец дождя или солнечных лучиков»;
- «Придумай и сыграй марш на барабане».
Организация образовательного процесса по развитию творческих способностей
Формы образовательного процесса:
- фронтальные занятия по развитию творческих способностей с использованием синтеза искусств (художественная деятельность, словесное творчество, музыка, театрализованная и игровая деятельность), а также эвристического и исследовательского приёмов работы;
- творческие краткосрочные и долгосрочные проекты, в которых принимают участие педагоги, дети и родители;
- праздничные утренники, викторины, спектакли, концерты, выставки;
- индивидуально-коррекционная работа;
- кружковая работа.
Таблица: темы творческих занятий
Тема | Задачи |
«Дерево волшебства»: художественная деятельность, старшая группа |
|
«В лесу»: театрализованная деятельность, подготовительная группа |
|
«Давайте фантазировать!»: развитие воображения и речи, подготовительная группа |
|
«Школа икебаны»: конструктивная деятельность, подготовительная группа |
|
«Поляна сказок»: тестопластика, старший дошкольный возраст |
|
«Плывёт в море кораблик»: нетрадиционное рисование, средняя группа |
|
«В гости к нам пришла Матрёшка»: театрализованная деятельность, младшая группа |
|
«Волшебный лес»: аппликация и ладошковая техника рисования, средняя группа |
|
«Путешествие в страну облаков»: нетрадиционные техники рисования, средняяя группа |
|
«Русская изба»: игра на музыкальных инструментах, изготовление кукол, старшая группа |
|
Таблица: конспект занятия по литературному творчеству в подготовительной группе на тему «Путешествие с Буратино», автор Быкова Татьяна Владимировна
Задачи |
|
Организационный этап | Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью. Стук в дверь. Входит Буратино и плачет. Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я? Дети: Буратино! Буратино: А что вы делаете? Дети: Играем. Буратино: Ребята, а вам весело? Дети: Весело! Буратино: Ребята, а как вы думаете, мне весело? Дети: Нет, ты грустный. Буратино: А как вы ребята догадались, что я грустный? Дети: По выражению лица, по мимике. Буратино: Да, интересно! А какое лицо будет у меня, если я:
Буратино: А я, значит, грустный? (вздыхает) |
Основной этап | Буратино разворачивает большой лист ватмана, на котором изображён кроссворд, а также вразброс под номерами загадки по сказкам: отгадки нужно вписать в кроссворд и отгадать выделенное слово. Буратино объясняет детям, как нужно выполнить задание, затем читает загадки и заполняет клетки кроссворда после ответов детей. Загадки:
(После того, как все загадки будут верно отгаданы, Буратино читает выделенное слово: «Буратино»)
3 ступенька: |
Итоговый этап | Буратино: Замечательное получилось путешествие. Спасибо вам, ребята за помощь. Мне уже пора уходить. А хотите знать, что может открыть мой ключик? — Вот, посмотрите, у меня есть сказочный сундучок. Откроем его. Вот так. А здесь сюрприз для вас всех. (Буратино открывает сундучок, а в нём игрушки — оригами «Лягушки») Звучит музыка, ребята играют с лягушками. Буратино уходит. |
Творческий проект
Творческий проект — комбинированный и расширенный способ осуществления творческого развития, объединяющий в единой тематике несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий.
Виды проектов:
- краткосрочный — от одного занятия до одной недели;
- долгосрочный — от месяца до года.
Структура проекта:
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Итоговый этап.
Направления работы и формы осуществления:
- Познавательная область:
- образовательные беседы с родителями и детьми;
- викторины и интеллектуальные игры;
- домашние творческие задания;
- демонстрационный материал и художественные выставки (стенды, папки-передвижки, макеты, коллективные композиции, плакаты, тематические газеты и т. д.);
- проведение утренников, постановка спектаклей и представлений;
- экскурсии, посещение музеев, выставок, концертов и спектаклей.
- Развивающие игры (литературные, музыкальные, театрализованные, ролевые).
- Художественная практическая деятельность (конструирование, рисование, аппликация, лепка).
- Приёмы развития словесного творчества (стихосложение, сказкотерапия, загадки, сочинительство).
- Физическая культура — эстафеты, спортивные праздники.
Видео: творческий проект (презентация)
Таблица: примеры долгосрочных творческих проектов
«Улицы нашего города» (для детей подготовительной группы) Автор Татьяна Анатольевна Фишкова |
|
«Заюшкина избушка» (старшая группа) Автор Наталья Владимировна Голодная |
|
«Маленький сказочник» (подготовительная группа) Автор В. С. Карагаева |
Подготовительный этап. Дети:
Родители:
Основной этап.
Родители:
Заключительный этап.
Родители:
|
«Открытка и творчество детей» (старшая группа) Автор: Торрес Лабрада Елена Владимировна |
Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
|
«Цветики-цветочки» (старшая группа) Автор Е. Т. Чусовлянкина |
|
«Чудеса времён года» Автор Елена Анатольевна Быковская |
Содержание проекта:
|
Видео: творческий проект «12 мини-музеев»
Как заниматься с детьми с нарушением интеллекта
Нарушение интеллектуального развития, или умственная отсталость — глубинная дисфункция познавательной деятельности, обусловленная органическими нарушениями в работе головного мозга. С раннего детства у таких детей наблюдается безразличие к окружающему миру, отстранённость и пассивность, что приводит к низкой обучаемости. Основная задача коррекционно-развивающего обучения — помочь социализироваться умственно отсталым детям, насколько это будет возможно в современном обществе.
Особенности творческой деятельности детей с умственной отсталостью:
- Репродуктивный, стереотипный характер деятельности, ребёнку тяжело выполнять работы на основе собственного замысла.
- Примитивный уровень развития воображения и мышления, что не позволяет в полной мере раскрыть творческие грани личности.
- Дети испытывают трудности в процессе создания новых оригинальных образов, как правило, «новые» образы появляются в результате припоминания известных образцов.
Для детей с проблемами в интеллектуальной сфере организуются специальные индивидуальные занятия в игровой форме, которые проходят в психологически благоприятной обстановке. Цели таких занятий:
- стимулирование самостоятельной деятельности,
- пробуждение познавательного интереса,
- развитие сенсорики,
- освоение детьми простейших логических операций;
- формирование элементарных технических навыков предметной деятельности.
Возможные виды творческой деятельности:
- Лепка является ведущим направлением занятий. Занятия позволяют познакомить малышей с основными свойствами объектов, изучить и попробовать передать их форму, подобрать цветовое исполнение. Педагог направляет внимание ребёнка на предмет, проговаривает вместе с ним действия и закрепляет новые слова в речи, постепенно добиваясь активного их использования.
- Аппликация позволяет сформировать представление о контуре предмета, на основе которого можно приступать к созданию графического изображения, обучению рисования предмета определённой формы.
- Рисование способствует развитию зрительного восприятия и образного мышления в целом, нормализует координацию движений, помогает скорректировать моторику и стабилизировать поведение, наполнив смыслом деятельность ребёнка. Особенно эффективны в работе с проблемными детьми приёмы нетрадиционного рисования, поскольку они позволяют заниматься творчеством и без овладения сложными техническими навыками.
- В конструировании формируется начальный уровень предметной игры. Здесь преобладает подражательная деятельность, дети сначала учатся создавать строительные конструкции по образцу. Важно развивать сюжетное конструирование, создавать игровые условия, ориентированные на достижение конкретной цели. Такие занятия благотворно воздействуют на развитие памяти, основ планирования и пространственного мышления.
- Музыка, ритмопластика позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные возможности, способствует развитию эмоциональной сферы, обогащению мира чувств.
Центр творчества в детском саду
Центр творчества — создание в пространстве группы комплексной предметно-развивающей среды (зоны, посвящённые разным видам творческой деятельности), активизирующей интерес детей к творчеству, самостоятельность и инициативность.
Принципы работы:
- Свободная деятельность — ребёнок сам находит занятие по душе, что стимулирует инициативность и самостоятельность.
- Стимуляция творческой активности — создание благоприятной творческой атмосферы, правильно организованной предметно-развивающей среды для творческой самореализации:
- задания должны отличаться вариативностью и учитывать возрастные особенности;
- материалы должны размещаться на специальных полках и столах;
- игры, иллюстрации, книги, карандаши, конструкторы должны быть в свободном доступе;
- детям должно быть удобно заниматься индивидуально и в небольших группах.
- Комплексное зонирование — материалы должны располагаться в строго отведённом месте (зона рисования, конструирования, театральной игры, музыкальных инструментов), «тихие» и «шумные» зоны должны быть разведены.
- Доверительное общение — создание атмосферы взаимопонимания между детьми и педагогами; педагогическим кредо является тезис «Направлять, а не принуждать».
Таблица: комплектация центра творческого развития
Зона художественного творчества | |
Народные игрушки, росписи | Дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская; жостовская, Городецкая, хохлома, гжель. |
Репродукции картин | Пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика. |
Схемы | Животных, птиц, людей, деревьев, транспорта и др. |
Трафареты | Силуэты с различной тематикой для девочек и мальчиков. |
Раскраски | «Забавные зверята», «Весёлые человечки» и др. |
Дидактические игры | «Угадай роспись», «Ателье дымковской модницы», «Угадай символ» и др. |
Альбомы | «Мужской образ», «Женский образ», «Художники — иллюстраторы» и др. |
Театрально-музыкальная зона | |
Музыкальные инструменты | Бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые инструменты и т.д. |
Атрибуты | Платочки, ленточки, султанчики, маски. |
Картотека | «Всё о музыке» /стихи, загадки/ |
Музыкально- дидактические игры | «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и короткие звуки» и др. |
Разные виды театра | Пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток, фланелеграф |
Иллюстрации к сказкам | «Три медведя», «Лисичка сестричка и Серый Волк», «Два жадных медвежонка» и др. |
Зона конструирования | |
Разные виды конструктора | Мелкий (настольные), крупный (напольный) строительный материал и лего и др. |
Природный и бросовый материал | Крышки, пробки, перья, ракушки, шишки, орехи, солома, мочало, камни, палочки, и др. |
Столярная, слесарная мастерская | С различными инструментами и материалом: молоток отвёртка, рубанок, пассатижи, шведский ключ, рожковые ключи, гвозди, болты и др. |
Выставка детских работ
Важно, чтобы родители видели результаты ежедневного, кропотливого труда педагогов и стараний детей. Для демонстрации детских работ в раздевалках групп оформляются яркие, красочные стенды. Объёмные работы, макеты, коллективные композиции выставляются на специальных столиках или на детских шкафчиках. Мини-выставка может быть организована и в уголке творчества. Масштабные тематические выставки, в которых принимают участие все воспитанники детского сада, устраиваются в фойе или в выставочном зале. Все работы должны быть аккуратно подписаны, при оформлении больших выставок к каждой работе прилагается паспорт с указанием:
- названия,
- авторства или соавторства,
- даты создания,
- материалов и техник, которые использовались.
Тематика выставок:
- Мини-выставки, посвящённые итогам одного занятия.
- Тематические выставки работ, представляющие различные виды деятельности и техники исполнения, но объединённые общей темой. («Дары природы», «Новогодняя сказка», «Золотая осень», «Мамин праздник», «Времена года», «Подводный мир», «Космос» и т. д.).
Диагностика творческих способностей дошкольников
Для исследования уровня художественно-творческого развития рекомендуется использовать методику Н. В. Шайдуровой. Показанный по ней результат, впрочем, соотносится с текущим моментом и может изменяться в дальнейшем.
Необходимо помнить, что полноценное раскрытие творческого потенциала требует наличия психологического комфорта ребёнка и уверенности малыша в себе.
Таблица: критерии оценивания художественных способностей по методике Н. В. Шайдуровой
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла |
Средний уровень 2 балла |
Низкий уровень 1 балл |
|
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы — ниже на бумаге, дальше-выше, передние — крупнее равных по размерам, но удалённых). | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства. | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов). | Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого. | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла. |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности. | Изображение лишено эмоциональной выразительности. |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно. | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. | Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём. | Неполное соответствие изображения предварительному рассказу о нём. | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём. |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа. | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»). |
Характеристика уровней развития творческих способностей:
- Высокий (восемнадцать-пятнадцать баллов):
- ребёнок демонстрирует оригинальный подход и высокое качество работ;
- с заданием справляется самостоятельно;
- проявляет творческое воображение и живую фантазию.
- Средний уровень (четырнадцать-десять баллов):
- ребёнок не может выполнить задание полностью самостоятельно с опорой на собственное творческое решение;
- работает по образцу;
- обращается за помощью к педагогу;
- следует заданному алгоритму;
- демонстрирует удовлетворительный качественный уровень работ.
- Низкий уровень (девять-шесть баллов):
- ребёнок выполняет задание исключительно по образцу и с обязательной помощью педагога;
- работы отличаются низким качественным уровнем технического исполнения и примитивностью образов.
Пример заданий для исследования уровня развития творческих способностей:
- «Дорисуй фигуру»: ребёнок получает карточку с изображением треугольника, квадрата или круга, затем создаёт целостный художественный образ, достраивая фигуры и дорисовывая детали картины.
- «Придумай и нарисуй узор»: украсить декоративным геометрическим узором заготовку в форме круга, квадрата, полосы
- «Волшебная птица»: придумать и нарисовать образ сказочной птицы.
- «Забавные картинки»: детям раздают листы бумаги с наклеенными фрагментами открыток и просят дорисовать сюжет картины.
Критерии оценивания: оригинальность замысла и творческой идеи, богатство художественных ассоциаций.
Детское творчество — это «обыкновенное чудо», позволяющее ребёнку испытать радость созидания и чувство эмоционального удовлетворения от результатов своего труда и поиска. Оно открывает детям простую житейскую истину: ошибки — это всего лишь необходимый опыт на пути к достижению поставленной цели, в творчестве нет пути правильного или неправильного, но нужно найти свою дорогу и смело идти по ней.
1 комментарий