Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.
Содержание
Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды
Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.
Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.
Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду
Возрастная категория | Задачи |
Первая младшая группа (1,5–3 года) |
|
Вторая младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная группа (6–7 лет) |
|
Виды музыкальных занятий
По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.
- Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).
- Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).
- Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).
- Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).
- Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).
Индивидуализация музыкальных занятий
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.
Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.
Пример карточки отстающего воспитанника:
- Катя Иванова, 5 лет
- развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
- эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
- выполнение танцевальных движений — 3
- способность импровизировать — 1
- коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.
Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников. Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности. В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.
Примеры дифференцированных заданий:
- Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
- Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
- Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).
Основные приёмы на музыкальном занятии
- Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.
- Фонопедические упражнения — упражнения по развитию вокальных навыков, голосовые игры.
- Валеологические распевки — простые упражнения-песенки для разработки голосовых связок, создают хорошее настроение и подготавливают к пению.
- Оркестровка — исполнение мелодий при помощи музыкальных инструментов.
- Использование музыкального фольклора: народные песни-миниатюры («Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки», «Заинька, попляши»), песни с припевом («Во поле берёзка стояла»), народные танцы (с платочком, хороводы, присядка), игра на народных инструментах (ложках, свистульках, трещотках).
- Мнемотаблицы — схематические рисунки, в которых заложен песенный текст. Использование опорных рисунков делает заучивание песен увлекательным занятием, развивает внимание, слуховую и зрительную память.
- Рефлексия — определение эмоционального состояния, настроения в музыкальной деятельности. Выражением рефлексии для дошкольников являются упражнения на передачу чувств при помощи рисования под музыкальное сопровождение, попытки показать внутреннее состояние в танце.
- Нетрадиционные приёмы: поэтическое музицирование (придумывание мелодий для стихотворных текстов), дирижирование, театрализация песен.
Фонопедическое упражнение «Утро»
Солнышко сказало:
— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
Травка зашептала:
— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш» на длительном выдохе.
— Пчёлы загудели:
— Мёд пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж», делая glissando в пределах терции в среднем регистре.
— Птицы загалдели:
— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик» в высоком и среднем регистрах.
Игра-распевка с артикуляционной гимнастикой «Рыбки»
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.
Лежало большое бревно на песке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими «ныряющее» движение.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Быстро качают ладонями (дрожь).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
Плывите скорей, чтобы не проглотил!»
Видео «Методы и приёмы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ»
Мотивирующее начало музыкального занятия
Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:
- привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
- создание проблемной ситуации
- включение воспитанников в игровую ситуацию
- изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
- использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
- просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Музыкальный магазин», старшая группа | Музыкальный руководитель создаёт игровую ситуацию: сообщает ребятам, что сегодня они посетят необычный магазин. Для того, чтобы узнать, что это за магазин, детям загадывают загадки об инструментах, за правильную отгадку выдаётся изображение инструмента, которое закрепляется на витрине магазина. |
«Поможем Дюймовочке», вторая младшая группа | Дети видят в центре зала нераспустившийся цветок (из ватмана), музыкальный руководитель предлагает раскрыть лепестки — в чашечке цветка находится куколка Дюймовочка. Педагог задаёт детям вопросы по содержанию сказки: — Помните, как зовут эту маленькую сказочную героиню? — С какими персонажами она столкнулась в сказке? — Чего Дюймовочке хотелось больше всего? Педагог обращается к Дюймовочке с вопросом, удалось ли ей попасть в маленькую страну. Куколка отвечает, что ей нужно выполнить задания, чтобы её впустили. Музыкальный руководитель предлагает ребятам помочь Дюймовочке. |
«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству», подготовительная группа | Детям предлагается изучить выставку игрушек и предметов декоративно-прикладного творчества по сюжетам песен. Следует обсуждение: — Какие цвета преобладают в оформлении народных изделий? — Каких персонажей вы узнали? — Какой сюжет понравился больше всего? Почему? Музыкальный руководитель предлагает ребятам при помощи музыки, танца и пения оживить некоторые из изображённых сюжетов. |
Музыкальное занятие в детском саду
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.
Таблица: картотека тем
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:
- младшие группы — 15 минут
- средняя группа — 20 минут
- старшая группа — 25 минут
- подготовительная группа — 30 минут
Таблица: примерный временной план музыкальных занятий
Этап занятия | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Организационный момент, музыкальное приветствие | 1 минута | 1 минута | 1 минута | 1–2 минуты | 1–2 минуты |
Вводная часть | 1–2 минуты | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 3–4 минуты |
Слушание музыки | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 4 минуты | 4 минуты |
Ритмико-музыкальное упражнение | 2–3 минуты | 3–4 минуты | 4 минуты | 4 минуты | 5 минут |
Пение | 2 минуты | 2–3 минуты | 4 минуты | 5–6 минут | 5–7 минут |
Музыкальная игра | 2 минуты | 2 минуты | 4 минуты | 5 минут | 5–7 минут |
Подведение итогов занятия | 1 минута | 1 минута | 1 минута | 1–2 минуты | 1–2 минуты |
Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия
Тема занятия | Материал вводного этапа |
«Курочка Ряба», первая младшая группа | Во вводной части занятия детям было предложено парами отправиться на прогулку. (Музыкально-ритмические движения «Идём парами») Друга за руку возьму, По дорожке с ним пойду, Мы идти не устаём, Потому что мы вдвоём! |
«Какого цвета музыка?», средняя группа | Во вводном этапе занятия детям предлагается создать игровую ситуацию: Дети встают в круг, держась друг за друга, под песню «Поезд», муз. Д. Кабалевского, сл. М. Картушиной, двигаются в одном направлении. |
«Цирк», подготовительная группа | Вводный этап: попевка «Здравствуйте» Муз. рук: А вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»? Произошло оно от старинного слова «здравствовать» и обозначает пожелание добра, крепкого здоровья и благополучия. А с каким чувством произносят это приветствие? Дети: С чувством радости. Муз. рук: А какой характер у этой попевки? Дети: Бодрый, весёлый. Муз. рук: Потому, что мы радуемся новой встрече друг с другом. Поприветствуем ещё раз весело и радостно друг друга (дети пропевают попевку). |
Н. Федоринина. Конспект музыкального занятия «Путешествие в весенний лес», старшая группа
Цель | Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности. |
Задачи |
|
Методы и приёмы | Объяснительно-иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям. |
Ход занятия | Дети входят в зал и садятся на стульчики. Муз. рук: Представим, ребята, что мы находимся в концертном зале. Сейчас будет звучать музыка, вы внимательно её прослушайте, а потом мне скажете, что можно представить под неё. Звучит «Утро» муз. Эдварда Грига Ответы детей. Логоритмика «Вот как солнышко встаёт» Вот как солнышко встаёт Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо Солнышко смеётся, А под солнышком всем Весело живётся. Солнце утром просыпалось, Студёною водицей умывалось, Протоптало солнышко сто дорожек. Почему у солнышка столько ножек? Муз. рук: Вот и солнышко проснулось, а вместе с ним оживает и вся природа: просыпаются цветочки, деревья; просыпаются бабочки, жучки, птички… Мы сейчас с вами поиграем в эхо. Слушаем строчку распевки и потом её повторяем. Распевка «Эхо» (про воробья) Пальчиковая игра «Подснежник» К нам весна лишь заглянула, В снег ладошки окунула. И расцвёл там нежный Маленький подснежник. Природа просыпается от зимнего сна, всё кругом радуется приходу весны и даже солнышко нам приветливо улыбается. Мы с вами начали учить песню 1. «Солнце улыбается» муз. Е. Тиличеевой. Дети поют 2 куплета и разучиваем третий. 2. «Мы хотим, чтоб птицы пели» муз. Я. Жабко Муз. рук: Сейчас мы с вами отправимся в весёлое путешествие — в весенний лес. Ну что, готовы в путь-дорогу? Зашагаем дружно в ногу. А в пути нам поможет музыка. Вы внимательно слушайте и выполняйте все движения. Звучит мелодия «Идём со всеми звуками» — логоритмика. Дети выполняют задания муз. руководителя. Муз. рук: Ребята, а кого мы видели и что мы слышали в лесу? (Ответы детей.) Давайте покажем, как летают птички, восходит солнышко, распускаются цветы и т. д. (Дети импровизируют движения под музыку.) Муз. рук: Посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает и все расцветает. Давайте будем беречь красоту Земли. Сейчас мы исполним наш флэшмоб. Флэшмоб «Берегите лес» Муз. рук: Ребята, посмотрите, сколько цветов выросло на полянке! Давайте их рассмотрим. (обращают внимание на цвет). Я вам сейчас раздам фишки, которые будут соответствовать определённому цветку. (На полу разложены большие объёмные цветы, детям раздаются фишки по расцветке цветов. Дети под вальс кружатся, бегают легко на носочках по цветочной поляне, с концом музыки — встают вокруг цветка такого же цвета, как фишка. Выигрывает та команда, кто быстрее найдёт сой цветок.) Муз. рук: Лес открыл для всех ворота настежь, Луг припас для всех свои цветы. Всё кругом поёт тебе о счастье, Если сам ты полон доброты. Муз. рук: Теперь нам пора отправляться назад в детский сад. Садитесь все на паровозик, он нас доставит в детский сад. Звучит песня «Паровоз Букашка», дети имитируют движения «паровоза» и садятся на стульчики. Муз. рук: Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Сейчас мы споём песню о нашем любимом садике, о том, как у нас здесь весело и интересно! «Детский сад» муз. И. Пономарёвой |
Музыкальное развлечение и досуг
Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.
Музыкальный руководитель должен помнить, что праздник является не «восклицательным знаком» в образовательном процессе, а «точкой». Содержание музыкального воспитания дошкольников многопланово и разнообразно, развлекательные мероприятия — это особые включения, одни из которых требуют подготовки (выпускной, утренник), другие проводятся без репетиций (тематические досуги второй половины дня).
Длительность музыкального досуга:
- в младших и средней группах — не более 30 минут;
- в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.
Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:
- мастер-классы по танцам народов мира (африканские, индийские, латиноамериканские и др.)
- мастер-классы по игре на народных инструментах (балалайка, тамтамы, кастаньеты и др.)
- исполнение колядок на Рождество, запевных святочных гаданий
- тематические досуги по временам года: «Осенние посиделки», «Зимние фантазии», «Встреча весны»
- досуги к государственным и международным праздникам: День народного единства, День защиты детей, День космонавтики, День Победы
- спортивно-музыкальные досуги по правилам безопасности, ПДД
Т. Алексеева. Музыкальный досуг «Осенние фантазии»
Цель | Развитие детской фантазии, воображения с помощью различных видов искусства. |
Задачи |
|
Атрибуты | На стульчиках лежат по 2 осенние веточки по количеству детей и на столе сбоку шифоновые шарфики трёх цветов (жёлтые, красные и зелёные). |
Выставка | На столах работы детей из пластилина, природного материала, на окнах рисунки на осеннюю тематику. |
Ход досуга | В зале звучит спокойная романтическая мелодия с диска «Звуки живой природы». Дети свободно входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Сейчас наступила красивая пора — золотая осень. И этому посвящена наша осенняя выставка. А я вас сейчас приглашаю в осенний парк. Презентация: «Золотая осень» Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какие красивые осенние веточки. Каждый может выбрать себе по две веточки и сними потанцевать. «Разноцветная осень» музыкально-ритмическая композиция с осенними ветками Музыкальный руководитель: Ребята, кто из вас любит мечтать, поднимите руки. (дети поднимают руки). А теперь закройте глаза. Музыкальный руководитель: Я валяюсь на траве. Сто фантазий в голове. Помечтай со мною вместе Будет их не сто, а двести. (Ю. Мориц) Звучат «Звуки леса» (с аудиокассеты «Звуки живой природы») Музыкальный руководитель: А теперь глаза откроем. Что вы услышали? Дети: Звуки леса: пение птиц, журчание ручейка, капли дождя… Музыкальный руководитель: Вокруг нас много-много звуков. Интересно, а какие звуки есть у нас внутри? Проводится игра со звукоподражанием «Что у кого внутри» — Что у кого внутри? У одуванчиков белых «взлеталка» (легко дуть на ладонь Фу-у-у-у) У мотоцикла – «рычалка» (тррр — тррр) У часов – «спешилка» (тик-так, тик-так) У девчонок – «смешилка» (ха-ха-ха-ха) У мышки – «пищалка» (пи-пи-пи-пи) У лошадок – «ржалка» (и-го-го) У ветра – «задувалка» (у-у-у-у) У каблучков – «стучалка» (цок, цок — язычком) У носа – «сопелка» (тихонько шмыгать носом) У ёжика – «пыхтелка» (пых — пых) У телефона – «звонилка» (динь — динь) У солнца — «светилка» (каждый свободно поёт один звук, показывая его высоту рукой). Музыкальный руководитель: В лесу тоже очень много звуков и чтобы их услышать, надо вести себя тихо, иначе можно спугнуть лесных жителей. Музыкально-ритмическая игра «Бабах» с ритмодекламацией 1. В очень, очень, очень громких сапогах. Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»! (имитация шагов в больших сапогах) И заслышав этот стук, (поднести правую руку к уху – «слушаем») В чащу спрятался «тук-тук». (постучать в ритме кулачками) Тук-тук-тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Припев: Тихо все сидят (присесть на одно колено) И хихикая глядят. (оглядываться вокруг себя) Как шумит в лесу «Бабах» (встать на ноги, руки на пояс) В очень громких сапогах. (притопнуть ногой) 2. В очень, очень, очень громких сапогах (имитация шагов в больших сапогах) Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»! Чик — чирижка в листья порх, (помахать руками, как крыльями) Шабуршонок в норку шорх. (потереть ладонью о ладонь) Порх — порх — порх — порх- порх, (помахать) Шорх — шорх — щорх. (потереть) Припев: Тихо все сидят (присесть на одно колено) И хихикая глядят. (оглядываться вокруг себя) Как шумит в лесу «Бабах» (встать на ноги, руки на пояс) В очень громких сапогах. (притопнуть ногой) 3. В очень, очень, очень громких сапогах (имитация шагов в больших сапогах) Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»! На сосну взбежал цок-цок, (поочерёдно перебирать руками вверх) В чащу спрятался прыг-скок (прыжки на месте) Цок — цок — цок — цок — цок! (поочерёдно перебирать руками вверх) Прыг — прыг, скок! (прыжки на месте) Припев: Что ты ходишь здесь «Бабах» (топать ногой и грозить пальцем) В очень громких сапогах? Даже в громких сапогах Нам не страшен твой бабах. Бах! Бах! Бах! (имитировать выстрелы указательным пальцем) Музыкальный руководитель: Ребята, а что за «Бабах» ходит по лесу? Дети: Это охотник. Музыкальный руководитель предлагает послушать музыкальную пьесу «Сентябрь» П. И. Чайковского и цикла «Времена года» и обращает внимание на изобразительные моменты в музыке (охотничий рожок). Музыкальный руководитель: Ребята, а что часто можно услышать в лесу, в горах? Дети отвечают: Эхо! Упражнение — распевка «Эхо» Е. Тиличеевой — из «Музыкального букваря» Упражнение «Дятел» — по принципу ритмическое «эхо» «Разноцветные листики кружатся» музыка и слова М. В. Сидоровой Музыкальный руководитель: Вокруг нас мир разноцветный. Давайте вспомним нашу любимую песенку о разноцветных карандашах. Дети исполняют «Песенку о карандашах» Музыкальный руководитель: Ребята, а чем ещё можно рисовать? (ответы детей) Сейчас мы возьмём в руки цветные шарфики — это будут наши волшебные краски и попробуем ими нарисовать осень. Какие цвета вы выбрали? Ответы детей: Жёлтые, красные, зелёные. Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Осенние краски» (с разноцветными шарфами трёх цветов — жёлтыми, красными и зелёными). Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите как красиво осенью в парках. Кто догадался, в каком парке мы сейчас оказались? (показывает иллюстрацию «Летнего сада»). Дети: В Летнем саду. Музыкальный руководитель: — А что это такое стоит на аллеях парка? Дети: Это скульптуры. Музыкальный руководитель: Может, кто-нибудь из вас станет знаменитым скульптором. Проводится музыкально-двигательная творческая игра на развитие фантазии и внимания «Краски и статуи» Музыкальный руководитель: Вы сегодня были замечательными фантазёрами. А теперь, вы можете посмотреть выставку рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и природного материала. |
Открытое музыкальное занятие
Организация открытого музыкального занятия обуславливается методической значимостью: презентация инновационной работы, мастерства музыкального руководителя методическому сообществу, коллегам из других ДОУ, молодым специалистам. Занятие проводится без предварительных «репетиций» с воспитанниками, в рамках режимного расписания. Музыкальный руководитель учитывает эмоциональное состояние детей: в случае возникновения тревожности (из-за присутствия наблюдателей в зале) или риска переутомления у детей педагог отклоняется от планируемого сценария занятия, включает необходимые формы работы.
Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:
- расширение кругозора детей посредством знакомства с музыкальными традициями в мире: «О чём рассказывают индийские танцы», «Ритмы Африки», «Ковбойский танец-игра лимбо»
- использование ИКТ: задания на интерактивной доске (дидактические игры, музыкальные викторины), включение презентации на занятии с дошкольниками
- нетрадиционные формы занятия: «Музыкально-литературный квест», «Невероятное путешествие в страну Сольфеджио»
- интересные интегрированные занятия: музыкально-художественные (с изучением изобразительных видов искусства), музыкально-спортивные, музыкально-речевые и т. д.
- включение нетрадиционных видов изодеятельности: песочная графика на световых столах, пальцеграфия, пластилинография и др.
Программа музыкального кружка в детском саду
Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.
Содержание программы:
- Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
- Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
- Календарно-тематическое планирование.
Фрагмент тематического планирования кружка «Весёлый нотки»:
Октябрь.
Занятие 1. Познакомиться с понятиями f и р
Занятие 2. а) учимся хлопать, стучать ритмический рисунок слов, имён, стихов; б)учимся звукоподражать голосам животных
Занятие 3. Знакомство с различными приёмами игры на детский музыкальных инструментах. игра в угадай мелодию
Занятие 4. Знакомство с нотками, путешествие в страну «Нотляндию»
Ноябрь
Занятие 1. Познакомить с симфоническим оркестром (струнной и ударной группой).
Занятие 2. Знакомство с понятиями сильная и слабая доли. с помощью попевок.
Занятие 3. Знакомство с регистрами (мишки, зайки, птички)
Занятие 4. Знакомство с понятиями: размер, пауза, гамма, тоника. с помощью попевок.
Примеры музыкального приветствия в детском саду
Приветствия на музыкальных занятиях вызывает положительные эмоции у ребят и воспринимается ими как традиция. Для младших дошкольников подходят короткие музыкальные фразы с простыми слова. Закладывают позитивный настрой к взаимодействию с педагогом музыкальные приветствия в форме вопросов и ответов: музыкальный руководитель пропевает вопрос, ребята пропевают ответ. В старшей и подготовительной группах используются приветствия, синтезирующие в себе пений и выполнение ритмико-музыкального упражнения (дети пропевают приветственные слова и одновременно двигаются).
Анализ музыкального занятия
С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:
- Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- Использованное оборудование и наглядные материалы
- Структура занятия
- Установление обратной связи с воспитанниками
- Содержание занятия, форма изложения материала
- Методы работы на занятии
Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:
- «На занятии были достигнуты поставленные цель и задачи. Тема занятия послностью раскрыта в этой возрастной группе. Минусом является эмоциональное переутомление воспитанников, в следствие чего на последнем этапе занятия был потерян контакт между музыкальным руководителем и детьми. Причины такого состояния у детей видится в несоответствии использованного оборудования и формы изложения материала (просмотр слайдов на проекторном полотне). В конспекте занятия внесены коррективы: презентация заменена на рассматривание картинок с паралелльным обсуждением».
- «Занятие по теме «Ударные музыкальные инструменты» в старшей группе вызвало положительные эмоции у воспитанников. Создание игровой ситуации в качестве вводного этопа занятия вызвало заинтересованность детей и желание активно работать с педагогом. Поставленные цели и задачи реализованы. Минус занятия заключается в однообразии материальной базы (инструменты: барабаны). Предполагается привлечь администрацию сада и родителей к пополнению инструментальной базы музыкального зала».
На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.
Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями
- Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
- Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
- Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
- Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
- Подготовка к детским утренникам, выпускному
- Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
- Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах
Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:
- во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
- выполняет показ танцевальных движений
- проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
- во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
- распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
- выбирает ведущего для проведения музыкальной игры
Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.
Предметно-развивающая среда группы обязательно включает центр музыкальной активности, в котором воспитатель проводит индивидуальные занятия с детьми, корректируя и закрепляя музыкальные навыки воспитанников. Музыкальный уголок должен быть уютным, побуждать детей к самостоятельному изучению мини-выставок, стенгазет и плакатов. В зоне музыкальной деятельности воспитанниками осуществляется самостоятельная деятельность: придумывание мелодий, изучение дидактических и настольных игр, сюжетно-ролевые игры «Оркестр», «Музыкальный театр».
Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.
2 комментария