Подготовка и проведение подвижных игр во второй младшей группе детского сада

Анимационные дети и собачка играют в мяч

Образовательный процесс в ДОУ направлен на всесторонне развитие ребёнка, поэтому физическому становлению маленького воспитанника уделяется так же много внимания, как и интеллектуальному. Одним из средств приобщить малышей к физической культуре, а также помочь социализироваться являются подвижные игры. Тем более, если речь идёт о воспитанниках второй младшей группы (3–4 года), которые только учатся взаимодействовать в коллективе. Поэтому педагогу очень важно методически грамотно подходить к подготовке игр подвижного характера.

Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами

Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на досуге забавы были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:

  • способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
  • укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы);
  • формирует навык следовать условиям игры;
  • стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.

Для достижения этих целей в процессе игры необходимо систематическое и последовательное решение таких задач, как:

  • освоение навыка выполнения двигательных упражнений разной степени сложности совместно с товарищами и/или воспитателем;
  • отработка усвоенных в прошлом году умений бегать, ходить с разной скоростью, бросать и ловить мяч, прыгать в длину и высоту;
    Дети в группе играют воздушными шарами

    Во второй младшей группе игры выполняют воспитательную роль, в частности прививают чувство товарищества

  • совершенствование навыка придавать движениям характерные черты с помощью имитации (например, махать крыльями, как птички, плавно передвигаться, как кот и т.д.);
  • продолжение работы над упражнениями на ориентирование в пространстве, выполнение действий по условному знаку, который даётся водящим;
  • обучение координировать свои действия с ходом развития сюжета и условиями забавы, а также соотносить свои движения с движениями товарищей;
  • поощрение инициативности.

Виды подвижных игр

Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.

  1. На отработку бега и прыжков. К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
  2. На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
  3. На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
  4. На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
  5. На имитацию.
  6. На тренировку навыка лазанья.
  7. С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
  8. На развитие остроты внимания.

Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:

  • физкультурные паузы, которые проводятся во время занятий для релаксации или смены вида деятельности;
  • игры во время организованного проведения досуга на улице;
  • часть досуговой активности (игры вне занятий, то есть на праздниках, во время самостоятельной активности);
    Дети вокруг воспитательницы с зонтом

    Подвижные игры — это часть сценария на утренники и праздники

  • народные традиционные игры (такие забавы проводятся в том числе и с целью ознакомления ребят с обычаями своего народа).

Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:

  • физкультуре;
  • музыкальном занятии;
  • хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).

Приёмы

Организация игровой деятельности строится на трёх группах приёмов.

Словесные

В работе с детьми 3–4 лет, которые исходя из возрастных особенностей развития активно осваивают речь, пополняют активный и пассивный словарный запас, слово педагога играет ведущую роль. Взрослый воспринимается не только как дающий инструкции, но и как некая языковая модель, на которую дети ориентируются в организации собственных актов речи. При подготовке подвижных игр воспитатель пользуется тремя видами словесных приёмов.

  1. Объяснение. Для того чтобы ребята точно следовали правилам игры, знали набор действий, педагог детально описывает каждый этап с указанием всех движений каждого участника.
    Воспитатель и дети на корточках, педагог что-то объясняет

    Воспитатель должен комментировать каждое действие в игре

  2. Загадки. Этот приём отлично мотивирует маленьких воспитанников на игру, подготавливает их к выполнению заданий. Учитывая возраст ребят, загадки лучше подбирать с договорками по рифме. Так, начало игры «Воробушки и автомобиль» можно предварить такой загадкой: Под карнизом слышен крик: «Чик-чирик да чик-чирик!» Это песенкам детей Учит серый…(Воробей).
  3. Короткие словесные зарисовки. Обычно для презентации сюжета игры воспитатель сам составляет небольшие по объёму сказки. Например, забава «Курочка и цыплятки» может начинаться с короткой зарисовки. Жила-была Курочка и было у неё много цыплят. Часто они не слушали маму, выбегали из-под её крылышка. Однажды, когда малыши разбежались, прилетела Большая Птица и погналась за птенцами. Цыплята испугались, но успели спрятаться у мамы-Курочки под крыльями. С этого времени малыши очень внимательны и не разбегаются далеко.

Наглядные

Зрительный канал восприятия у детей является основным, поэтому для полноценного осознания условий игры детям необходимо видеть:

  • картинки (с изображением героев игр и/или детей, выполняющих условия забавы);
  • образец действий (взрослый обязательно участвует в любых играх, изначально демонстрируя движения всех участников).
    Дети в шапочках цыплят идут за воспитательницей в шапочке курицы

    Демонстрация помогает детям убедиться в том, что взрослый такой же участник игры, как и они

Практические

Это собственно сама игровая ситуация, в которую вовлечены дети и педагог. Причём для развития инициативы после 2–3 повторов всё больше игровых функций воспитатель отдаёт ребятам: если при ознакомлении с правилами воспитатель является водящим, то затем в этой роли выступает уже ребёнок.

Правила организации подвижных забав во второй младшей группе

  1. Подвижные игры с детьми в ДОУ проводятся каждый день.
    Дети зимой идут вдоль выложенной кубиками дорожки

    Подвижные игры на улице проводятся в любое время года

  2. По длительности одна забава длится не дольше 10 минут.
  3. В один заход во второй младшей группе можно проводить не более 2 игр. При этом важно учитывать, что они должны быть разной степени подвижности: к примеру, одна более активная с бегом, прыжками, а вторая спокойная, с ходьбой.
  4. Если игры проводятся в группе, то помещение до начала работы необходимо тщательно проветрить, а полы протереть.
  5. Для создания ситуации успеха очень важно дать возможность каждому ребёнку проявить себя. Потому игры проводятся либо для всех ребят группы одновременно, либо для небольших групп по интересам.
  6. На улице игры проводятся сразу же после выхода.
  7. Если малыш отказывается участвовать, педагог не должен настаивать. Однако выяснить причину такого поведения нужно. Возможно, у ребёнка есть страх получить травму. В таких ситуациях помогут терапевтические сказки или мультфильмы.
  8. Игры необходимо подбирать с учётом тех видов активности, в которые до этого были вовлечены дети. Так, если игра планируется после физкультуры или хореографии, то она должна быть спокойной, а вот после сна подвижность может быть разной.
  9. Очень важно помогать ребёнку на каждом из этапов игры. Поэтому педагог, оставаясь на позиции руководителя, направляет и показывает ребятам все движения: как ловить мяч, как крутить обруч и пр.
  10. Сюжет игры необходимо выстраивать вокруг знакомого и понятного образа, представленного картинкой или игрушкой.
  11. В игре не должно быть сложных движений, нужно подбирать только те, что понятны детям 3–4 лет (догнать мяч, принести кегли, позвонить в колокольчик и пр.).
  12. В забавы следует включать не только новые, но и хорошо известные ребятам движения. К примеру, в игре «Лохматый пёс», когда малыши разбегаются от пса врассыпную, стоит обозначить небольшой участок площадки для бега в одном направлении, чтобы играющие смогли повторить уже освоенный навык направленного бега.
  13. Перед началом игры педагог знакомит ребят с правилами и обращает внимание на сигналы, по которым малышам необходимо будет менять способ передвижения (с бега на ходьбу, с ходьбы на лазанье и т.д.). Кроме того, воспитатель показывает все атрибуты, которые понадобятся в забаве (мячи, обручи и т.д.).
  14. Оказывая помощь детям, показывая движения, действия, взрослый использует жесты, мимику.
  15. Успех проведения игры зависит от того, насколько тщательно воспитатель продумает и учтёт все детали: обозначит места под «дома», «гнёзда» и т.д.
    Дети на улице стоят в нарисованных кругах, расставив руки

    Если игра проводится на улице, то педагогу необходимо убедиться заранее, что мест под «гнёзда» хватает всем

  16. Одну игру нужно повторять 2–3 дня, после чего разучить новую и снова обратиться к уже знакомой.
  17. При распределении игровых задач педагог учитывает подвижность и темперамент каждого малыша и комбинирует, меняет их роли. При этом не стоит давать меланхолику задание на бег с ускорением, даже если в этой роли он ещё не выступал. Как и нельзя упускать момент того, когда холерику пришла пора побегать, а не только ловить мячик.
  18. Всё хорошее должно быть не во вред. Поэтому важно не давать детям переутомляться: бледность, потливость и рассеянное внимание — сигналы того, что пора игровую активность прекращать.
  19. Для создания положительного микроклимата воспитатель должен быть дружелюбным, весёлым и сохранять при этом объективность.

Картотека подвижных игр по развитию разных навыков

Если проведение дидактических игр идёт по принципу соответствия лексической теме, то подвижные забавы группируются по:

  • отрабатываемому физическому навыку;
  • совокупности реализации поставленных задач в одном комплексе;
  • теме (принцип аналогичный для дидактических игр).

При этом необходимо учитывать тот факт, что последний принцип — наименее продуктивный, так как сюжеты подвижных игр легко могут трансформироваться из одной лексической темы в другую. Например, забава «Курочка и цыплята» при рассмотрении темы «Домашние животные» может легко стать «Пингвином и пингвинятами» при работе с темой «Животные Севера».

Дети ходят по турникету-лабиринту

На улице нужно стараться выбирать такие игры, в которых есть возможность обыграть объекты спортивной площадки

Наиболее удобной и универсальной является классификация по принципу отрабатываемого умения.

Бег, прыжки

  1. «Самолёты». С помощью этой игры дети тренируют бег в разных направлениях, не сталкиваясь с партнёрами, обучаются внимательному прослушиванию инструкции, а также быстрой реакции по сигналу менять характер движения. Условия: педагог показывает движения, имитирующие готовность самолёта к полёту, запуск мотора (вращательные движения руками впереди себя с произнесением звука «Р-р-р»), полёт (бег с расставленными в стороны руками) и «приземление» на посадку (на скамейку). Дети повторяют весь комплекс, слушая инструкции педагога.
  2. «Солнышко и дождик». Цели игры аналогичны тем, что описаны в предыдущей забаве. Условия: педагог отмечает на площадке черту, за которой дети присаживаются на корточки. По сигналу: «Солнышко на небе, можно идти гулять», дети бегают по площадке. После слов: «Дождик!» срочно возвращаются на свои места.
Дети бегают и прыгают вокруг двух верёвок, лежащих на полу

Во второй младшей группе основным элементом игр является бег, прыжки включаются редко

Ориентирование в пространстве

  1. «Воробушки и автомобиль». Эта игра помогает детям отработать бег в разных направлениях, навык начинать и менять движение по сигналу водящего. Условия: дети — это «воробушки», которые сидят на скамейке «в гнёздышке». Взрослый изображает автомобиль. На слова: «Летите, воробушки», малыши разбегаются, а по сигналу: «Автомобиль едет, летите все в гнездо!», быстро добегают до своих мест на скамейке.
  2. «Птичка и птенчики» («Курочка и цыплята»). Цели: координировать свои движения со словами водящего, учиться бегать врассыпную, не цепляя друг друга. Условия: водящий назначает себя «птичкой», собирает вокруг себя в границы нарисованного круга «птенчиков» — всех ребят. По сигналу малыши разбегаются из круга и так же по сигналу возвращаются обратно. Как вариант этих же игровых действий, можно проводить игру «Найди свой домик» или «Скворечники». Условия последней чуть усложняются: скворцами назначаются все дети, а вот гнёзда рисуются лишь на половину участников, поэтому кто не успел по сигналу занять своё место считается проигравшим.
  3. «Лохматый пёс». К уже обозначенным в предыдущих играх этой группы целям, добавляется ещё одна: не попасться ловящему. Условия: на одной стороне площадки лежит «пёс», на другой — крадущиеся к нему дети. Воспитатель иллюстрирует это передвижение словами о том, что собака-то лежит спокойно, но что же будет, если её разбудить. И тут «пёс» просыпается, начинает лаять. Дети возвращаются на места, а собака старается по пути их схватить. Тот, кому убежать не удалось, становится псом.
Дети сидят вокруг ребёнка в маске зайчика

Подвижные игры можно дополнить элементарными костюмами или масками

Развитие чувства равновесия

  1. «Держу платок». Цели: тренировать равновесие и отрабатывать навык выполнения движений по сигналу. Условия: малыши кладут на руку (или другую часть тела) платок и, выполняя разные движения, удерживают его в исходном положении.
  2. «Паркуем автомобиль». Цель: отрабатывать ходьбу вперёд спиной. Воспитатель предлагает всем детям стать автомобилями, которые нужно припарковать. Для этого каждый малыш, следуя указаниям водящего относительно направления движения («влево», «вправо», «поворот»), паркует «машину».

Навык имитации

  1. «Пузырь». Игра побуждает ребят действовать в соответствии со словами сюжета, учит согласовывать свои движения с движениями других участников, развивает навык подражания и поощряет инициативу малышей. Условия: воспитатель и дети, взявшись за руки, делают круг. Затем водящий 2–3 раза говорит: «Надувайся, пузырь, да не лопайся», участники хоровода расходятся всё шире и шире, а на слова: «Вот и лопнул пузырь!» дети размыкают руки, произнося звук: «Ш-ш-ш».
  2. «Васька кот». Цели этой игры идентичные предыдущей. Ребёнок-кот ходит по площадке, мурлыкает. Рядом возятся котята. И вот Васька засыпает, малыши бегут к нему, случайно будят, а затем разбегаются по «домикам»-своим стульям.
  3. «Ножки». Целью этой игры является отработка навыка повторения действий заводящим. Условия: воспитатель показывает бег на месте в разном темпе, дети повторяют, а затем говорит: «В ямку — бух», — и дети прыгают в длину.
Дети с воспитательницей стоят в хороводе

Игры на имитацию благодаря незамысловатому сюжету и простоте движений можно проводить в качестве физкультминутки

Развитие ловкости

«Кролики». Цели: тренировать прыжки вперёд на двух ногах, отрабатывать навык подлазить под натянутую преграду-верёвку. Условия: малыши располагаются в «клетке» — за верёвкой, натянутой на высоте 40–50 см от пола. После слов водящего: «Скок на лужок» дети подлезают под преграду и прыгают «на лужайке». По сигналу: «Сторож!» так же возвращаются обратно в «клетки».

Навык лазанья

Во второй младшей группе, как и в первой, игры на отработку навыка лазанья проводятся у шведской стенки. Например, забава «Обезьянки», по условиям которой малышам необходимо забраться по гимнастической стенке на 3–4 ступени.

Дети идут по полосе препятствий из лавочки и коврика

Во второй младшей группе навык лазанья и ловкость отрабатывается ещё и на полосе препятствий

Развитие внимания

  1. «Листопад». Целями проведения этой игры является обучение малышей двигаться под рифмованные строчки. Условия: детки берут у руки осенние листья, и под слова воспитателя машут ими в разные стороны, кружатся, приседают, а затем кладут листья на землю рядом с собой.
  2. «Покажи правильно». Цели: учить малышей внимательно слушать водящего, координировать движения со словами. Условия: воспитатель называет части тела, до которых дети должны дотронуться, но при этом сам взрослый касается не тех, что называет. Дети должны сориентироваться и указать правильно.
  3. «Кто дальше бросит мяч». Цель: следить за направлением предметов. Дети бросают мячи, запоминают их расположение, а затем бегут к ним и сами или с помощью воспитателя определяют, кто лучше бросает, а кто хуже.

Это интересно. Ряд методистов выделяет отдельную группу игр, направленную на релаксацию малышей после физических нагрузок. К таким относится, например, «Найди зайчонка» («Найди зайку»). Суть правил сводится к тому, что педагог прячет игрушку — зайчика, а дети, спокойно передвигаясь по группе, его ищут. Некоторые педагоги подобные игры относят к забавам на внимательность.

Дети стоят полукругом, держат листья

В качестве атрибута для игр может выступать природный материал, например, осенние листья

Временной план и проведение игры

Во второй младшей группе игра длится до 10 минут и включает проработку пяти этапов.

  1. Вводный этап до 1 минуты. Педагог объявляет название игры, мотивирует и кратко описывает основные действия («Мы будем бегать/лазить/прыгать» и т.д.).
  2. Ознакомление с правилами. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета (2 минуты).
  3. Игра до 5 минут.
  4. Усложнение условий (1 минута). Например, воспитатель снимает с себя полномочия водящего и передаёт их ребёнку. Первые 2–3 раза этот этап пропускается.
    Воспитательница и дети сидят на корточках

    Усложнение правил происходит с учётом особенностей уровня развития группы, а может и вовсе опускаться

  5. Завершающий этап (рефлексия) – 1 минута. Педагог благодарит ребят за игру, хвалит их быстроту, ловкость и желание помогать товарищу.

Таблица: пример конспекта подвижной игры «Волк и Заяц» во второй младшей группе

Автор — Красавина М.К., воспитатель МБДОУ ДСКВ №17 «Ладушки», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО.

Этап Содержание
Вводный Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришёл зайка. Он невесёлый. Спросим у зайки, что случилось?
Воспитатель спрашивает у зайки, что случилось, почему он грустный, невесёлый?
Воспитатель: Ребята, зайка мне сказал, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте подружимся с зайкой и поиграем. Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила игры, что нельзя делать?
Ответы детей (нельзя кричать, толкаться во время игры)
Знакомство с правилами У каждого зайчика будут свой домик, это стульчик. Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» — зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их.
В игре используется текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Игра Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.
Указания к проведению. Ребёнок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от места, где сидят дети. Затем ребёнок, исполняющий роль волка, выбегает и ловит детей — зайчиков. (игра повторяется несколько раз).
Усложнение Волка располагаем ближе к детям-зайцам.
Заключительный этап Ребята, посмотрите, зайка стал весёлый, ему понравилось играть с вами, но ему уже пора возвращаться к себе в лес.
А вам, ребята, понравилась игра?
Молодцы!

Видео: подвижная игра «Лохматый пёс» во второй младшей группе

Видео: подвижная игра «Мы топаем ногами»

Как проанализировать подвижную игру

Любой этап образовательной деятельности в ДОУ подвергается анализу, который проводят коллеги, методисты, и самоанализу, который составляется самим воспитателем. Первый необходим для оценки уровня методической компетентности педагога, а второй для выявления и исправления ошибок в организации и проведении подвижных игр с детьми. Эти разборы в контексте игровой активности проводятся по одному алгоритму.

Дети в панамках на улице приседают и кричат

Чем больше детей заинтересовано игрой, тем более успешным будет анализ проведения забавы

Схема разбора

  1. Час начала игровой деятельности.
  2. Сколько детей принимало участие.
  3. Соответствуют ли цели и задачи возрастной категории.
  4. Кто инициировал игру. В младших группах в этой роли всегда выступает педагог.
  5. Какие мотивационные приёмы использовались в начале.
  6. Насколько логично были изложены правила игры. А также были ли указания относительно расположения всех игроков, необходимых атрибутов.
  7. Насколько понятны правила для детей. В случае нарушений, описать причины.
  8. Уровень подготовки атрибутов (особенно важно, если они были выполнены вручную).
  9. Как распределялись роли в игре: педагог назначал или выбирали водящего и др. считалочками.
  10. Насколько малыши готовы к сотрудничеству (помогают ли друг другу, терпимы ли к ошибкам товарищей).
  11. На каком уровне у детей развиты быстрота движений, ловкость, выносливость.
  12. Как оценивается роль воспитателя в игре (логичность рекомендаций в процессе игровой деятельности, насколько часто уходит в образ наблюдателя).
  13. Как проводится подведение итогов (хвалит ли педагог малышей, выделяет ли отличившихся).
  14. Как долго длилась игра и сколько раз была повторена.

Подвижные игры занимают особое место в учебно-воспитательной работе ДОУ, так как направлены на реализацию целей, касающихся сохранения здоровья и физического развития малышей. Однако проведение игр с воспитанниками младшей группы, учитывая их возрастные особенности, требует от педагога доскональных знаний методики подготовки такого рода забав. Начиная от видовой классификации и заканчивая распределением времени между всеми этапами проведения.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector