Организация и проведение подвижных игр в средней группе детского сада

Пятеро прыгающих детей, анимационная картинка

Образовательный процесс в детском саду направлен не только на интеллектуальное, социокультурное развитие ребёнка, но и на физическое. Одним из самых результативных способов приобщения малыша к физической культуре считаются подвижные игры. В средней группе (4–5 лет) этот вид игровой деятельности приобретает особое значение, так как через игру ребята, немного отойдя от бушевавшего совсем недавно кризиса трёх лет, учатся сотрудничать со сверстниками. И успех этого процесса напрямую зависит от таланта педагога организовывать проведение подвижных игр в рамках учебно-воспитательного процесса в детском саду.

Содержание

Теоретические аспекты организации подвижных игр в средней группе ДОУ

Принципиально важным условием организации игр является разная степень их подвижности, позволяющая достичь поставленных перед этим видом деятельности, целей.

  • Всестороннее развитие детей: физическое, духовное, общекультурное, эмоционально-волевое.
  • Укрепление здоровья, в частности, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • Формирование навыка действовать согласно принятым правилам.
  • Удовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Воспитание необходимости быть частью группы, коллектива.
Дети, взявшись за руки, играют в подвижную игру

Игры сплачивают коллектив, помогают ребятам найти общий язык с товарищами

Задачи

Проведение подвижных игр в средней группе в рамках выполнения миссии этого вида деятельности направлено на решение следующих образовательных задач, которые логично продолжают работу, начатую в младших группах:

  • Отработка навыков работы над упражнениями двигательного характера, которые отличаются по степени сложности и объекту взаимодействия, то есть выполняются со сверстниками или со взрослыми.
  • Автоматизация умений перемещаться с разной скоростью, прыгать, ловить и передавать мяч друг другу.
  • Отработка навыка имитации, то есть учиться придавать образу характерные черты (к примеру, прыгать, как зайцы, топать, как медведь и т. д.).
  • Совершенствование навыка ориентирования на местности, выполняя действия по условному сигналу, который даёт водящий в игре.
  • Продолжение работы по обучению согласовывать свои движения и действия не только с условиями игры, ходом развития её сюжета, но и с действиями окружающих.
  • Поощрение проявления инициативы.
Девочки играют на улице со скакалкой

Подвижные игры развивают ловкость, совершенствуют навык ориентирования в пространстве

Виды подвижных игр

Существует несколько классификаций этого вида игровой активности. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) принята та, что основывается на решении конкретной образовательной задачи— так, игры могут быть:

  • на тренировку бега и прыжков. В 4–5 лет ребята отрабатывают освоенный в прошлом году навык сохранять направленность и скорость бега;
  • на способность находить те или иные объекты в пространстве комнаты, спортивного зала, игровой площадки на улице;
  • на умение сохранять равновесие. Как правило, в играх, не требующих больших площадок для выполнения игровых условий. Например, в игре «Ровный круг» дети идут по кругу, держатся за руки и выполняют движения, которые описываются в рифмовке, сопровождающей забаву;
  • на подражание. В 4–5 лет малыши входят в активную фазу развития фантазии, поэтому игры с сюжетом, в котором у участников есть свои роли, становятся самыми популярными;
  • на тренировку навыка лазанья;
  • с мячом. Очень важный вид игр, воспитывающий партнёрские взаимоотношения между детьми.
    Дети на площадке выполняют упражнение с мячами

    Мяч может использоваться в качестве атрибута во многих видах игр

  • На стимуляцию остроты внимания. Так, малыши, соревнуясь в каком-либо виде игр, учатся следить за действиями партнёра, соотносить свои движения с действиями товарищей.

В методической литературе выделяется также классификация подвижных игр на основе типа образовательной активности:

  • физкультпаузы в процессе занятия для расслабления или в качестве перехода от одного вида деятельности к другому;
  • досуговые игры на улице;
  • игры, которые проводятся в качестве способа организовать самостоятельную деятельность, во время утренников и праздников;
  • народные игры в рамках знакомства с обычаями разных народов, а также с целью реализации задач патриотического воспитания.

Такая группировка игровой деятельности подвижного типа позволяет делать игры этого вида основным элементом на занятиях по:

  • музыке;
  • воспитанию физической культуры;
  • хореографии (для тех ДОУ, в которых эта дисциплина включена в рабочую программу).

Это интересно. На остальных занятиях подвижные игры проводятся эпизодично.

В каждой из групп игр выделяются игры высокой подвижности (на бег, прыжки и пр.) и малой подвижности, например, на имитацию или носящие характер гимнастики.

Приёмы

В основу подготовки и проведения подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста положено несколько групп приёмов.

Словесные приёмы

Речь педагога для малышей 4–5 лет по-прежнему является основным источником пополнения собственного словаря, а также опорой для создания языковой модели, которую дети копируют не только вербально (манерой говорить, подбором слов), но и невербально (мимикой, жестами). В работе с ребятами средней группы педагог применяет 3 вида словесных приёмов:

  • Объяснение. Для точного следования условиям игры, знакомства и напоминания порядка игровых действий воспитатель детально описывает все движения на каждом из этапов.В своей практике я стараюсь при повторном описании игры использовать один и тот же набор предложений, так как считаю, что такие «речевые клише» помогают малышам лучше запоминать условия, воспринимая игру как нечто повторяющееся и хорошо знакомое.
    Педагог объясняет детям игру, связанную с ПДД

    Объяснять правила и задачи игры нужно спокойным тоном, не отвлекаясь на замечания

  • Загадки. Это один из самых удобных мотивационных приёмов, отлично настраивающих на работу и при этом не требующих много времени. В средней группе, в отличие от второй младшей, к загадкам с договорками добавляются обычные, с законченной рифмой. Подбор материала, как правило, идёт по теме игры:
    • Для игры «Воробушки и кот»:
      Серый маленький комочек.
      Чик-чирик! Замёрз он очень!
      Солнце, выгляни скорей,
      Ждёт тебя наш … (Воробей).
    • Для игр с героями-кошками или котами:
      Без расчёски причесался
      И умылся без воды,
      В кресло мягкое забрался
      И запел на все лады. (Кот, кошка).
    • Для игры «Кролики»:
      Комочек пуха, длинное ухо,
      Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик).
  • Короткие истории. Такие словесные зарисовки, как правило, педагог сочиняет сам под сюжет игры и использует для мотивации детей.

    К примеру, перед игрой «Зайка серый умывается», в которой ребята прыгают на двух ножках по всему залу, выполняя действия, описанные в стихотворении («Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!»), я своим воспитанникам рассказывают такую сказку: «Решил как-то Зайка сходить в гости к Белочке. И так торопился, что забыл умыться. Прискакал Зайка к норе подружки, постучал, а Белочка его не узнала — такой он был чумазый — и в дом не пустила. Теперь, чтобы такая неприятность больше не повторялась, Зайка всегда идёт в гости чистым и опрятным». Завершить сказку можно вопросами, адресованными малышам, по сюжету истории («Куда направлялся Зайка?», «Что Зайка забыл сделать?», «Почему Белочка его не пустила в дом?» и пр.), а также для обсуждения описанной проблемы («Почему важно быть опрятным и чистым?»).

    Кроме историй, в качестве мотивационного словесного приёма используются также сюжеты сказок, рассказов.

  • Чтение. Если в группе есть малыши, которые уже умеют читать, то педагог может давать им задание зачитывать короткие подписи к картинкам, иллюстрирующим игровые действия, или названия рассказов, сказок, предваряющих игру. Если воспитатель читает ребятам сам, то важно соблюдать меру: зачитываемые отрывки должны быть короткими, иначе дети отвлекутся и игру организовать будет очень сложно.
    Педагог читает детям книгу

    Чтение — спокойный вид деятельности, поэтому его не должно быть много, иначе детям будет сложно перестроиться на высокую активность игры

Наглядные приёмы

Дети 4–5 лет воспринимают мир наглядно-образно, то есть в играх им также важно видеть все те действия, которые нужно выполнять. Для удовлетворения этой потребности педагог использует:

  • иллюстрации (картинки, на которых представлены персонажи игры или дети, последовательно выполняющие конкретный набор игровых действий);
  • демонстрацию (видео с игрой или собственное исполнение всех движений и действий).

Атрибуты для игр

Важным видом наглядности является атрибутика. В любой новой информации дети воспринимают сначала образы и только потом дополняют их посредством словесных характеристик. Чтобы сделать эти образы запоминающимися, педагогу следует подобрать подходящие реквизиты. К тому же в средней группе малыши уже знакомы с достаточным количеством подвижных игр, а сюжеты этих забав часто очень похожи. Так что яркие запоминающиеся атрибуты помогут детям не запутаться. Стандартный набор включает:

  • мячи разного размера;
  • скакалки;
  • обручи;
  • кегли (для ограничения пространства игры, например);
  • флажки (в качестве отметок начала и конца дистанций или для сигнала начала игры);
  • свисток, бубен для звуковых сигналов;
  • верёвки, кубики и прочее как ориентиры для перешагивания, перепрыгивания;
  • маски и/или шапочки персонажей игр (зайцы, волки, коты, собаки, птицы и т. д.).
    Мордочки мышки, лисы, медведя и кота из бумаги на ленточках

    Вместо масок можно сделать галстуки, продев ленту в картинку с изображением животного

Атрибуты могут быть частично изготовлены своими руками, например, шапочки, маски, флажки.

Видео: как сделать маски зайца и медведя из бумаги

Практические приёмы

Игра по своей сути является практической деятельностью. Однако для включения в игровой процесс или оценки впечатлений часто применяются такие практические приёмы, как:

  • рисунки (дети в средней группе могут не только обводить по контуру предоставленные педагогом наброски, но и создавать собственные сюжеты по мотивам игры — зарисовывать персонажей, игровые действия);
  • аппликации (интересный способ представить свои впечатления — создать композицию на основе игры, например, после проведения развлечения с подвижными играми «Страна Весёлых мячей» дети делают портреты жителей этой страны в виде аппликаций из цветной бумаги);
    Аппликация: три птички из геометрических фигур

    Аппликации могут быть выполнены по мотивам подвижной игры с привлечением изучаемой темы по математике, например

  • поделки (обычно этот вид работы применяется по итогам работы над 2–3 подвижными играми с сюжетом, когда дети лепят из пластилина персонажей и пробуют придумать новую забаву с ними).

Проведение подвижных игр в средней группе детского сада

Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир.

Ж.-Ж. Руссо

Правила организации подвижных игр

При проведении подвижной игры в средней группе воспитатель должен руководствоваться рядом требований и рекомендаций:

  • Подвижные игры — это ежедневный элемент учебно-воспитательного процесса, игры проводятся и на улице, и в помещении.
  • Средняя продолжительность одной игры — около 7 минут.
  • За один раз в средней группе проводится не более двух игр. Важно, чтобы они были разной степени подвижности: более активная, с прыжками, бегом, и спокойная, с ходьбой, махами руками.
  • Перед проведением игр в помещении группы комнату нужно проветрить, а полы протереть. Процедура повторяется после завершения игры.
  • Чтобы дать возможность каждому малышу прочувствовать ситуацию успеха на себе, игры нужно проводить одновременно для всех ребят или для небольших групп, объединённых общими интересами.
  • На прогулке игры организуются непосредственно после выхода из помещения.
  • Педагогу не стоит настаивать, если ребёнок не хочет участвовать в игре. Но обязательно нужно выяснить причину отказа. Возможно, у малыша есть страх получить травму, проиграть. В этом случае на помощь можно призвать терапевтические сказки, мультфильмы подходящей тематики.
  • Игры подбираются исходя из предшествовавших им видов активности: если перед игрой была хореография или физкультура, то лучше выбрать деятельность малой подвижности. А вот после сна вполне подойдут активные игры.
  • Воспитатель помогает на каждом этапе игры: показывает, как бросать мяч, крутить обруч, перепрыгивать через скакалку и пр.
  • Сюжет игры нужно выстраивать с помощью уже знакомого героя, образа, представленного картинкой или игрушкой.
    Воспитательница показывает детям куклу в красном сарафане

    Игры, которые проводятся от лица сказочного персонажа, запоминаются лучше

  • Не стоит насыщать игру сложными действиями, все движения должны быть доступны малышам 4–5 лет.
  • В игры включаются и новые, и уже отработанные движения. Например, разбегаясь врассыпную от «пса» в игре «Лохматый пёс», нужно определить небольшой участок площадки, на котором дети смогли бы бежать в одном направлении, то есть повторить освоенный навык.
  • До начала игры воспитатель знакомит ребят с правилами, акцентируя внимание на сигналах, по которым нужно будет менять способ или темп передвижения (с ходьбы на бег, медленно, быстро и т. д.).
  • Демонстрируя игровые действия, педагог использует мимику, жесты.
  • Важным элементом организации подвижной игры является организация мест под «гнёзда», «дома», то есть подготовка атрибутов и площадки.
  • Одна и та же игра повторяется 2–3 дня, затем разучивается новая, после чего снова следует повторить предыдущую.
  • В процессе игры педагог должен, учитывая особенности каждого ребёнка и степень подвижности игры, менять, комбинировать роли детей. Иными словами, важно не упустить момент, когда холерику пришла пора заняться прыжками вместо перебрасывания мяча. Но и просить меланхолика увеличить темп бега не стоит — это против его темперамента.
  • Хорошее не должно идти во вред, поэтому не нужно переутомлять ребят. Если замечаются бледность, потливость, потеря внимания, то пришла пора игры заканчивать и переходить к другим видам деятельности.
  • Положительный микроклимат в группе создаётся, прежде всего, взрослыми. Поэтому педагог должен сохранять объективность, но при этом быть весёлым, открытым и дружелюбно настроенным по отношению ко всем ребятам.
Дети играют в ручеёк в зале

Хорошо знакомые ребятам игры можно постепенно усложнять новыми движениями и правилами

Картотека подвижных игр в средней группе

Любые игры подбираются под лексические темы. Но подвижные, кроме всего прочего, ещё и под:

  • конкретный физический навык, отработке которого игра посвящена;
  • комплекс решаемых образовательных задач.

Чаще всего педагоги останавливают свой выбор на принципе отработки конкретного навыка, так как комплекс задач в каждой игре в целом универсален, а тема не имеет принципиального значения: сюжет легко трансформируются под конкретную игру. Например, персонажи игры «Зайцы и волк» отлично вписываются в контекст лексической темы «Дикие животные», но если общая тема будет «Домашние питомцы», то аналогом может стать игра «Хомячки и кошка».

Дети на улице в шапочках-масках лягушки, зайцев и лисы

Иногда достаточно поменять маски, чтобы получилась новая игра

Таблица: картотека подвижных игр в средней группе для отработки конкретных физических навыков

Отрабатываемый навык/умение Название игры Цели Ход игры
Бег в разных направлениях, прыжки «Снежинки и ветер»
  • Тренироваться в беге;
  • развивать умение двигаться по условному знаку.
Дети в роли «снежинок» по сигналу «Ветер!» бегают по комнате/залу. Когда ребята слышат слова: «Ветер успокоился», берутся за руки и становятся в круг.
«Лиса в курятнике» («Лиса и куры», «Птички и кошка», «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот»)
  • Учиться спрыгивать с возвышенности,
  • бегать, согнув коленки,
  • не задевать товарищей.
По одной стороне комнаты располагаются «курочки», на противоположной размещается «лиса». По условному знаку «куры» спрыгивают со стульев («насестов») и разбегаются по всей площадке, а по сигналу «Лиса!» стараются вернуться на место, «лиса» пытается их ловить. Если ей удалось поймать 2–3 «кур», игра завершается.
«Кот и мыши» («Мыши водят хоровод») Тренировать бег с увёртыванием, быстрое построение в круг. Дети с завязанными на поясе цветными ленточками водят хоровод. По сигналу водящего «пробуждается злой кот» и принимается гоняться за «котятами», стараясь сорвать ленту. Педагог даёт условный знак — малыши возвращаются в хоровод, вместе считают «улов» — ленточки.
«Огуречик» Под ритм стихотворения отрабатывать прыжки, отталкиваясь двумя ножками. Педагог-ловишка читает рифмовку, дети, расположившись на другой части комнаты, приближаются к нему, делая по 2 прыжка на строку. На заключительную строку ловишка пытается осалить кого-то из ребят, но они убегают обратно в укрытие.
«Скок-поскок» Дети становятся в 2 линии напротив друг друга. Прыжками по одному двигаются навстречу друг другу, выполняя задания по ходу, например, остановиться, присесть, поднять руки и т. д.
Пространственное ориентирование «Самолёты»
  • Отрабатывать ориентирование на площадке;
  • тренировать навык согласования движений с сигналами.
Малыши, изображающие самолёты, строятся в 3–4 колонны. По условному знаку водящего «самолёты» начинают «заводить мотор», иллюстрируя этот процесс характерными движениями руками. На слова «Летите!» ребята, расставив руки, разбегаются кто куда по площадке. Когда «самолёты» слышат: «На посадку!», срочно возвращаются обратно, снова выстраиваются в колонны. Выигрывает та команда, которая справилась с задачей быстрее.
«Солнышко и дождик» Дети садятся на корточки за обозначенной чертой (нарисованной мелом или в виде натянутой верёвки). По сигналу «Солнышко!» малыши врассыпную бегают по комнате, но на сигнал «Дождик!» срочно возвращаются на места.
«Лохматый пёс» («Жадный кот»)
  • Отрабатывать ориентацию в пространстве;
  • тренировать навык выполнять игровые действия, ориентируясь на условный знак;
  • работать над развитием умения не попадаться ловящему.
Дети, покинув свой обозначенный участок территории, крадутся к лежащему на площадке «псу», а когда он «просыпается» и начинает лаять, стараются быстро убежать на безопасную часть площадки. Тот, кого «лохматый пёс» поймал, становится псом.
«Бездомный заяц» На площадке мелом указываются «домики» для зайцев, но один зверь назначается бездомным. По сигналу педагога «зайцы» выбегают из укрытий и бросаются бегать по площадке. «Охотник» совершает попытки схватить их, но они разбегаются по домам. Задача «бездомного» занять домик. А тот, кто дома лишился, встаёт на его место.
«Вороны и гнёзда» Условия игры заключаются в том, что по комнате медленно ходят вороны, а по сигналу водящего они спешат занять «гнёзда». Но мест на одно меньше, поэтому тот, кто не успел, выбывает.
«Теремок» Дети стоят в кругу — это теремок. Несколько ребят надевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом, и говорят слова:

  • Вот стоит теремок,
    Он не низок, не высок.
    Как войдёт в него зверёк,
    Так захлопнется замок!

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него. На слова воспитателя «Хлоп» дети опускают сцепленные руки. Кто попадётся, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в теремок с остальными детьми. Игра проводится, пока не останется самый ловкий.

Формирование ощущения равновесия «Карусель»
  • Тренировать умение держать равновесие;
  • отрабатывать направленный бег.
Воспитатель надевает на себя обруч, к которому привязаны ленточки. Дети держатся за эти ленты, воспитатель под рифмовку двигается по кругу, ускоряя темп. По условному знаку ребята останавливаются.
Умение имитировать «Пузырь»
  • Стимулировать развитие навыка подражания;
  • учиться соотносить свои движения с действиями товарищей, а также с сюжетными коллизиями.
Дети и педагог берутся за руки, образуя «пузырь». Водящий дважды призывает пузырь раздуваться, не лопаясь. Дети расходятся, не расцепляя рук. По звуковому сигналу пузырь лопается, и ребята, сделав «Ш-ш-ш-ш», размыкают руки.
«Поезд»
  • Совершенствовать навык копирования действий других;
  • учиться действовать слаженно.
Дети строятся в шеренгу, держась за плечи друг друга. Педагог называет любого зверя, а ребята, изображая характерную для этого животного манеру передвигаться, переходят из одного конца комнаты в другой. Расцепляться «вагончикам» при этом нельзя.
«Мы — шофёры» Развивать навык соотносить свои действия с текстом. Воспитатель читает текст, а дети выполняют движения.

  • Едем, едем на машине, (Имитация движения рулём)
    Нажимаем на педаль, (Ногу согнуть в колене, вытянуть)
    Газ включаем, выключаем, (Воображаемый рычаг повернуть рукой к себе, от себя)
    Смотрим пристально мы вдаль. (Ладонь ко лбу)
    «Дворники» считают капли, (Руки, согнутые в локтях, наклоняют вправо-влево)
    Вправо, влево. Чистота!
    Волосы ерошит ветер. (Треплют волосы)
    Мы — шофёры хоть куда! (Показывают большой палец).
Развитие внимания «Совушка»
  • Учиться слушать водящего, не отвлекаясь;
  • отрабатывать навык стоять неподвижно.
После слов педагога, что днём всё оживает, малыши начинают двигаться по площадке как «бабочки», «стрекозы», «птички». Услышав условный знак «Наступает ночь», малыши застывают в одном положении. Задача «совы» увидеть, кто двигается. Это человек попадает к «сове». Игра повторяется, но «сова» переизбирается. В конце выбирается лучшая сова по количеству пойманных «крылатых».
«Цветные автомобили»
  • Развивать внимание, зрительное восприятие;
  • повторить знание сигналов светофора.
Дети в роли «автомобилей» держат рули разных цветов и передвигаются, подражая машинкам. Когда водящий поднимает карточку, все автомобилисты с рулём такого цвета, выбегают. Когда педагог карточку опускает, «автомобили» возвращаются обратно.
«Трамвай» Ребята, держась за верёвку или ленту, выстраиваются в колонну по двое. На разные цветовые знаки светофора, которые меняет педагог, «трамвай» движется, замедляет движение или стоит.
«Найди пару»
  • Учиться быть внимательными;
  • быстро реагировать на ситуацию;
  • развивать умение перемещаться в пространстве, не задевая других.
Малыши расходятся по двум командам. Каждый игрок получает платочек одного из двух цветов, по условному знаку дети должны найти себе пару с опознавательным знаком такого же оттенка.
«Листопад», «Лошадки» Отрабатывать навык двигаться под сюжет стихотворения. Дети берут опавшие листья в руки и иллюстрируют рифмованные строки движениями: приседают, машут, раскачиваются, а затем кладут листочки на землю.
Игра «Лошадки» отличается от «Листопада» тем, что малыши в ней не поднимают руки, а выполняют движения всем телом: присаживаются, приседают, касаются тех или иных объектов по сюжету.
«Пробеги тихо»
  • Воспитывать терпение;
  • тренировать внимание;
  • развивать способность передвигаться, не создавая лишнего шума.
Из детей назначается водящий, он садится в центре комнаты, закрывает глаза. Остальные ребята, разделённые на 3 команды, по очереди по сигналу пробегают мимо водящего. Если он уловил передвижение, то говорит: «Стоп!», ребята выбывают из игры.
«Улиточка» Развивать способность узнавать ребят по голосам. В центр круга с завязанными глазами становится водящий. Каждый из стоящих в кругу предлагает «улиточке» сахар. Если водящий угадывает, кто говорит, то становится к остальным участникам, а «проколовшийся» становится «улиточкой».
Отработка навыка лазанья, ползанья «Котята и щенята» Упражнять ребят в лазании. Комната или спортивный зал разграничена надвое скамейкой. Малыши разделяются на команды «котят» и «щенят». Первые бегают по залу, а вторые, услышав: «Щенята!», начинают перелазить через скамейку и гоняться за «котятами», которые быстро забираются на гимнастическую лестницу.
«Пастух и стадо» Закреплять умение целенаправленно ползать на четвереньках. Назначается «пастух», под рифмовку «коровки» мычат, «пастух» играет в рожок — гонит «стадо», и «коровки» на четвереньках переползают из одной части зала на другую.
Тренировка ловкости «Кролики»
  • Научить ребят пролезать под натянутой верёвкой;
  • учиться прыгать, отталкиваясь двумя ножками.
Ребята располагаются в «клетке», которая по периметру на высоте 40–50 см ограничена верёвкой. На слова «Скок на лужок» дети, преодолев верёвку, начинают прыгать по комнате. Команда «Сторож!» возвращает игроков.
«Утята» Совершенствовать умение выполнять прыжки на двух ногах вперёд-назад через шнур. Посередине площадки выкладывается круг — это озеро, по краям стоят дети — это «утята». В озере «щука» (водящий). «Утята» прыжками на двух ногах прыгают в озеро, также прыжками плавают в озере, но как только к ним приближается «щука», выпрыгивают на берег. Кто не успел — попадает в зубы «щуки». Когда «щука поймает 5–6 детей, выбирается новый ведущий.
«Салки» («Ловишки») Учиться уворачиваться, бегать. Назначается салка (ловишка), задача которого «осалить» разбегающихся от него ребят. «Пострадавший» сам становится салкой. Ещё один вариант игры — «Два Мороза». Её суть заключается в том, что осаливать могут двое ловишек: Синий Нос и Красный Нос. Побеждает тот, у кого замороженных оказывается больше.
«Золотые ворота»
  • Развивать ловкость;
  • тренировать внимание.
Двое ребят, взявшись за руки, поднимают их наподобие ворот. Остальные выстраиваются в шеренгу и кладут руки друг другу на плечи. Задача стоящих в шеренге — пройти под «воротами». По знаку воспитателя «ворота» опускаются, и те, на кого они «упали», тоже становятся «воротами». Игра идёт до завершения «цепочки».
«Передай мяч»
  • Тренировать ловкость при передаче мяча друг другу;
  • развивать хорошую реакцию, внимательность к действиям других игроков.
Ребята выстраиваются в линию и начинают передавать друг другу мяч под счёт до 10. Затем педагог говорит: «Брось, кто умеет бросать мяч», — и тот, у кого он оказывается, откликается: «Я», — и пытается бросить мячик в разбегающихся игроков. Тот, кто оказался осаленным таким образом, выходит из игры.
«Собачка» Участники располагаются по кругу и перебрасывают мяч друг другу. Водящий («собачка») находится в центре, его задача — поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой, когда мяч в воздухе или в руках других игроков. Когда водящий сумел это сделать, тот участник, который последним держал мяч в руках, становится «собачкой».

Это интересно. В некоторых методических источниках игры, в которых предполагается взаимодействие с мячом, выделяются в отдельную подгруппу.

Временной план игры

Как уже было отмечено, в средней группе на отдельную игру подвижного характера отводится около 7 минут. За это время малыши под руководством воспитателя проходят ряд этапов работы над подвижным видом деятельности:

  1. Вводная часть (до 1 минуты). Педагог озвучивает название забавы, мотивирует малышей и даёт краткую видовую характеристику: «В этой игре мы попрыгаем/побегаем/будем приседать и т. д.».
  2. Представление правил (около 2 минут). На этом этапе педагогу нужно детально описать все действия каждого из участников, распределить роли, раздать реквизиты.
  3. Собственно игра (до 3–5 минут).
  4. Опционный этап: усложнение игровых условий. Например, когда воспитатель отдаёт свою функцию водящего ребёнку (полминуты).
  5. Заключительный этап (до 1 минуты) включает рефлексию малышей в форме ответа на вопрос: «Тебе понравилась/не понравилась игра и почему?». Педагог благодарит всех ребят за участие, хвалит их за ловкость, внимательность и стремление помогать друг другу.
Воспитатель на спортивной площадке рассказывает детям условия игры

Для успешного проведения игры её нужно не только правильно начать, но методически грамотно закончить

Таблица: пример конспекта подвижной игры в средней группе (фрагмент)

Автор Шевченко И., воспитатель МБДОУ №261, г. Самара
Название «Зайцы и волк»
Вводный этап Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

  • Зверь ушастый, летом серый,
    А зимою снежно-белый.
    Я его не испугался,
    Целый час за ним гонялся. (Заяц)…>

<… В.: Вот, ребятки, посмотрите. К нам в гости прискакал зайка. (Показывает детям игрушку — зайца).
Заяц трусливый, всех в лесу боится: зверей, птиц, а волка с лисой больше всего! Давайте, ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Зайцы и волк».

Знакомство с правилами В.: А теперь, ребята, мы с вами с помощью считалки выберем волка.

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Негде зайчику скакать.
    Всюду ходит волк, волк,
    Он зубами — щёлк, щёлк!
    А мы спрячемся в кусты,
    Прячься, заинька, и ты.
    Ты, волчище, погоди!

Дети вместе с воспитателем выбирают по считалочке волка.
В.: На одной стороне площадки будет место для волка. (Отчертить линию или положить верёвку, шпагат). А на другой стороне — домики зайцев. (Начертить круги, можно взять камушки). В каждом домике могут жить 2–3 зайца.
Воспитатель раздаёт «зайцам» шапочки-маски. Дети надевают маски.
В.: Раз-два-три! Игра началась.
Дети приготавливаются, слушают внимательно сигнал от воспитателя.

Игровой момент
  • Зайки скачут, скок-скок-скок, на зелёный на лужок.
    Травку щиплют, слушают, не идёт ли волк.

Воспитатель подаёт сигнал — «Волк!».
Зайцы убегают каждый на своё место, где волк их уже не может настигнуть.
По сигналу «Раз, два, три — конец игры» игра заканчивается (по желанию детей игру можно повторить).
Дети слушают сигнал воспитателя на конец игры.

Заключение Вопросы для рефлексии:

  • Ловкими были «Зайцы»?
  • А «Волк» был ловким?

В.: Молодцы, ребята, сегодня вы все были ловкими и внимательными!

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-provedenija-podvizhnoi-igry-zaicy-i-volk-v-srednei-grupe.html

Видео: подвижная игра в средней группе «Догони зайца»

Анализ подвижной игры в средней группе ДОУ

Все элементы учебно-воспитательного процесса в ДОУ, и подвижные игры в том числе, обязательно анализируются методическим советом педагогов детского сада, а также самим воспитателем. В первом случае мониторинг необходим для оценки уровня педагогического мастерства воспитателя, во втором — для выявления и определения направлений коррекции недоработок в организации подвижной игровой деятельности. При этом схема анализа в обоих случаях одинакова.

Алгоритм разбора:

  1. Время старта игры.
  2. Количество ребят, принимавших участие.
  3. Насколько целевые компоненты и задачи реализации конкретного вида игровой деятельности соответствуют возрасту воспитанников.
  4. Кем была инициирована игра: детьми или педагогом. В средней группе, в отличие от младших, в этой роли могут выступать уже сами ребята.
  5. Мотивационные приёмы, используемые в начале игры.
  6. Оценка логичности изложения условий, правил игры, своевременного и полного перечня атрибутов, разъяснение расположения каждого из игроков.
  7. Понятность и доступность правил. В случае нарушений нужно указать причины.
  8. Оценка атрибутов: достаточное количество, пригодное состояние. Если какие-то из них были выполнены вручную, обязательно указать.
  9. Порядок распределения ролей в игре (с помощью считалочек, назначение со стороны педагога или самими детьми и т. д.).
  10. Оценка готовности детей сотрудничать: оказывать помощь друг другу, быть терпимыми и пр.
  11. Уровень развития ловкости, быстроты реакции, выносливости.
  12. Оценка роли воспитателя, то есть всегда ли он был логичен, часто ли уходил в позицию наблюдателя.
  13. Есть ли традиции подведения итогов: похвала детей, выделение отличившихся.
  14. Продолжительность игры и количество её повторов.
Педагоги в хороводе с детьми на площадке приседают и встают

Анализ игровой деятельности помогает увидеть и исправить методические недоработки

Развлечение с подвижными играми в средней группе детского сада

Развлечение является формой проведения досуга в детском саду. С помощью организованной деятельности педагога, а в некоторых случаях и родителей, детьми осуществляется отработка и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности. Если говорить о подвижных играх, то в концентрированном виде, то есть в большом количестве и видовом разнообразии, они представлены на физкультурных развлечениях.

Это интересно. На развлечениях по другим образовательным дисциплинам подвижные игры включены в качестве физкультпауз.

Разработка сценария

По закону жанра развлечение строится на основе единой сюжетной зарисовки, в ход которой вовлекаются дети. При этом развитие идёт по общей модели сценария, включающей в себя такие этапы:

  1. Введение (момент завязки сюжетной линии) — 2–3 минуты.
  2. Основной этап, на котором происходит развитие сюжета, то есть вовлечение ребят в игры — до 20 минут.
  3. Подведение итогов или завершение сюжетной линии, выводы — 2–3 минуты.

Для среднего дошкольного возраста продолжительность развлечения с подвижными играми составляет около 25 минут. За этот временной отрезок проводится до 5 игр.

Дети и воспитатель в костюме снежной бабы на прогулке поднимают руки вверх

Развлечения на основе подвижных игр проводятся в любое время года и в помещении, и на улице

Таблица: пример сценария физкультурного развлечения в средней группе (фрагмент)

Автор Обердерфер И. Ф., инструктор по физической культуре КГКП я/с «Салтанат», г. Шахтинск, Казахстан.
Название «В стране «Весёлых мячей»
Введение Ведущий: Далеко ли, близко ли, по правде ли, понарошку ли, говорят люди, что есть на свете страна «Весёлых мячей». Правит ею строгий, но справедливый король Мяч Мячикович. И живут там самые разные мячи: от самых маленьких до самых больших-пребольших. В этой стране немного шумно, потому что мячи постоянно прыгают, катаются, но и очень весело. Не хотели бы вы, ребята, попасть в эту страну? (Ответы детей). Ну, тогда нам пора в путь! Дорога нам предстоит трудная и дальняя. Становитесь друг за другом и не отставайте.
Основной этап «Весёлые мячики»: подпрыгивание и бег.
Ведущий: А сейчас вы, ребята, побудете мячиками. Вы, как мячи, легко попрыгаете на двух ногах и легко покатитесь.
Игра «Летит мяч».
Ведущий: А теперь хочу узнать я, в мяч умеете играть вы?

  • Ты катись, весёлый мячик, быстро-быстро по рукам.
    У кого весёлый мячик, тот подпрыгивает сам.

Дети становятся в большой круг, ведущий из центра бросает мяч по кругу. Под музыку дети передают мяч, когда ведущий заканчивает стихотворение, ребёнок с мячом выходит.
Ведущий: Ох, устали же мы! Но всё-таки добрались до страны «Весёлых мячей». Но кто же нам откроет ворота? Подождите, подождите, здесь какое-то письмо, давайте его откроем. Ребята, тут загаданы загадки, нам их срочно надо отгадать. Слушайте внимательно, отвечайте правильно:

  • Он и круглый, он и гладкий,
    Очень ловко скачет, что это?…>

<… Звучит музыка, появляется король.
Король: Здравствуйте, ребята! Я король Мяч Мячикович и правлю страной «Весёлых мячей». Посмотрите, какие разные мячи живут в моей стране. Все они очень любят играть. А вы любите играть с мячом? А чтобы поиграть с ними, надо рассказать стихотворения про мячи. Расскажете?…>
<… Король: Вам, ребята, повезло, сейчас мы с вами организуем игры с мячами.
Игра «Здравствуйте!».
Король: Давайте возьмём в руки мяч и покажем, как нужно здороваться. Выходите на середину, найдите себе пару, поднимите мячи вверх и соедините их: «Здравствуйте!». Только здороваться нужно будет каждый раз с другим мячиком!
Все дети передвигаются по залу врассыпную, а когда музыка останавливается, мячики «здороваются»…>
<… Игра «Горячий мяч».
Дети стоят в кругу перекатывают дуг другу мяч, не задерживая его в руках…>

Подведение итогов Король: Ребята, какие вы молодцы! Я хочу вас поблагодарить от имени всех моих мячей за то, что вы были такими ловкими, сильными. Надеюсь, что вы ещё придёте к нам в гости в страну «Весёлых мячей». До свидания! Счастливого пути!…>
Цит. по: https://infourok.ru/fizkulturnoe-razvlechenie-v-strane-veselih-myachey-srednyaya-gruppa-1890558.html

Видео: подвижная игра в средней группе как элемент развлечения

Подвижные игры занимают важное место в образовательно-воспитательном процессе в детском саду. Такой вид деятельности способствует физическому, познавательному, эмоциональному и волевому развитию малышей. Учитывая, что в среднем дошкольном возрасте игровой характер активности по-прежнему остаётся приоритетным, важно, чтобы педагог методически оправданно подходил к выбору и проведению подвижных игр, стимулируя ребят на активное участие в них. И не менее существенным этапом работы является проведение мониторинга, а также подготовка развлечений по подвижной игровой деятельности воспитанников.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector