Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ — система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности.
Содержание
Цель и значение технологии ТРИЗ в дошкольных учреждениях
ТРИЗ или теория решения изобретательских задач в наше время стала очень популярной технологией в дошкольной педагогике. Автором её является Генрих Саулович Альтшуллер, изобретатель, писатель-фантаст, создатель первого в мире центра по изучению ТРИЗ — Школы молодого изобретателя.
Первоначально ТРИЗ была разработана как инструмент совершенствования мышления изобретателей на основе развития творческих способностей, вооружения их знаниями о законах и правилах развития технических систем (объектов, созданных руками человека), опоры на многовековой опыт изобретательства со всеми его удачами и ошибками. Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты. Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее.
Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике. Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
Какие же идеи Генриха Альтшуллера могут быть применимы в дошкольной педагогике? В первую очередь, это его представление о творческих и интеллектуальных способностях человека, и их роли в решении задач изобретательства:
- Творчество — процесс не хаотичный, а научно обоснованный. Метод проб и ошибок — устаревшая техника творчества. Современный, активно мыслящий человек в своём преобразовании мира опирается на знание его систем, то есть предметов и объектов, и взаимосвязей между ними.
- Решая задачу, нужно поставить перед собой цель (идеальный результат) и стремиться к его достижению.
- Для приближения к идеальному результату следует максимально использовать все имеющиеся материальные и энергетические ресурсы.
- Чтобы изменить (улучшить) систему, нужно знать, по каким законам она развивается, какой была в прошлом и станет в будущем.
- Изобретательство — это разрешение противоречий. Применительно к дошкольникам под «изобретением» можно подразумевать интересные идеи, способы исследования мира, отражение впечатлений об окружающем в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, словесной. Главное, чтобы это было ново для самого малыша и являлось результатом его умственных и волевых усилий.
Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников.
Цель использования технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении — сформировать у детей навыки самостоятельно поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах) окружающего мира. Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3–4 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач.
ТРИЗ нельзя назвать чисто эвристической технологией, поскольку ей присущи прагматичные (опирающиеся на практику) черты: нацеленность на результат, использование максимума ресурсов для получения практической пользы, опора на опыт практиков. Но гений Г. Альтшуллера состоит в том, что ему удалось объединить в своей теории творческое и прагматичное начало, поставить фантазию и воображение на службу обществу. В этом отличие ТРИЗ от остальных подобных методов, не имевших установки на получение быстрого и качественного результата.
- Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:
- Развитие гибкости и неординарности мышления ребёнка, формирование всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции.
- Совершенствование речи, умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.
- Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.
- Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.
Последовательность работы над проблемой по технологии ТРИЗ
В классической ТРИЗ существует чёткая система последовательных шагов, направленных на решение проблемы. Для дошкольной педагогики они будут преобразованы в цепочку методических приёмов.
Таблица: этапы решения проблемы и используемые в них приёмы
Этап решения проблемы | Приёмы, используемые в ДОУ |
Изобретательская ситуация |
|
Изобретательская задача |
|
Модель изобретательской задачи |
|
Идеальное решение |
|
Физическое и техническое решение. Поиск ключевого противоречия. (Что и как реально можно сделать, что этому мешает, как исправить?) |
|
Анализ |
|
На всех этапах используются |
|
Методы развития творческих способностей и воображения, используемые в ДОУ
Первоначально под технологией ТРИЗ для дошкольных учреждений подразумевался комплекс упражнений и игр, в которых нужно было найти решение проблемы и прийти к результату, максимально близкому к идеалу. Но таких заданий не очень много, и чтобы разнообразить технологию, её обогатили родственными по смыслу и идее эвристическими (поисковыми) методами. Все они выполняют одинаковые задачи:
- Развивают фантазию, нестандартное мышление.
- Раскрывают индивидуальные способности, таланты каждого ребёнка и учат применять их на общую пользу.
- Учат общаться, обговаривать ситуацию или проблему, находить верное решение и вместе радоваться результату.
- Учат не бояться высказывать своё мнение, потому что иногда самое странное и необычное решение есть единственно правильным.
- Стимулируют самостоятельное интеллектуальную и творческую деятельность.
- Воспитывают смелость, товарищество, интерес к познавательной деятельности, любознательность и пытливость.
Системный анализ как один из основных методов ТРИЗ
Системный анализ использует ключевое понятие ТРИЗ — систему. Это объект, предмет, явление, которое состоит из подсистем-частей и объединяется с другими системами в надсистему. Системный анализ (без употребления терминов) применяют, чтобы сформировать у детей целостное представление о картине мира, закрепить знания о роли и месте каждого объекта, о связях между ними. Системами могут быть и живые существа, поэтому системный анализ широко используют на занятиях по экологии, особенно в старших группах.
Один и тот же объект может выступать и как система, и как подсистема, и как надсистема в разных рассматриваемых случаях. Это приводит детей к пониманию многообразия мира и неразрывной связи всех его составляющих.
Возьмём систему «дерево». Подсистемой будут части дерева: ствол, ветви, корень, листья и плоды. Надсистемой — лес, парк, сад. Но если мы возьмём систему «лес», то подсистемой её будут деревья, кустарники, травы, животные, а надсистемой — мир природы нашей планеты.
На системном анализе базируется метод девяти экранов. Девять экранов расположены в определённом порядке.
Таблица: девять экранов мышления по Г. Альтшуллеру
Прошлое | Настоящее | Будущее | |
5. Надсистема в прошлом | 2. Надсистема в настоящем | 8. Надсистема в будущем | Надсистема |
4. Система в прошлом | 1. Система в настоящем | 7. Система в будущем | Система |
6. Подсистема в прошлом | 3. Подсистема в настоящем | 9. Подсистема в будущем | Подсистема |
Экраны мышления применяют так:
- В работе с детьми пятого года жизни используют три экрана: система, надсистема, подсистема или система в настоящем, прошлом, будущем.
- Старших дошкольников знакомят с пятью.
- Девять экранов применяют в индивидуальной работе с детьми, проявляющими интерес и желание узнать больше нового.
- Порядок ознакомления со всеми девятью экранами может быть произвольным. На таблице указан рекомендованный самим автором теории. В практике дошкольных заведений часто используют другую схему: в ней поменялись местами надсистема и подсистема во всех трёх временных отрезках.
В развивающей среде группы экраны мышления оформляют в виде домика с окошками, телевизора, можно заключить таблицу в нарядную рамку. Чтобы малыши заинтересовались этим пособием, его не только привлекательно оформляют, но и дают понятное и интересное название. Надпись «Многоэкранка» или «Пятиэкранка» мало что скажет детям, а будет понятна только педагогам. Лучше назовём эти экраны неординарно: «Волшебный домик мыслей», «Сказочные экраны», «Что есть, было, будет?» Ребёнок непременно спросит, что здесь написано. И мы сможем ему пояснить: этот домик (картина) придуманы для того, чтобы помогать нам мыслить, искать связи между предметами, выяснять, какими они есть сейчас, а какими были и будут.
Взяв в качестве системы любимого героя детворы Колобка, воспитатель может построить работу с пятью экранами в таком порядке:
- Колобок в настоящем сидит на окне.
- Надсистема, жилище Колобка — избушка.
- Подсистема (части): туловище, глаза, рот, нос.
- Прошлое Колобка — он из теста мешён.
- Будущее — Колобок встретил Лису. Все этапы понятны и интересны детям, даже на пятом году жизни ребёнок может их отследить и описать.
Метод фокальных объектов
«Фокальный» означает «центральный», «находящийся в фокусе». Суть метода состоит в том, что для работы берутся один центральный объект и 1–2 вспомогательных. К центральному объекты, сохраняющему свои основные характеристики и форму, мысленно «присоединяют» функции и признаки второстепенных, выбранных случайно (их назовут и дети). Образующиеся объекты или явления обговаривают, придумывают, где и как они могли бы использоваться, их можно попытаться нарисовать, сочинить сказку об их приключениях, спеть песенку от имени нового персонажа.
Обыгрывание, импровизация, шутливые дополнения самого воспитателя оживят и украсят использование этого метода. Нельзя забывать, что мы имеем дело с малышами, которые всё постигают в игре.
Итак, возьмём фокальный объект «тарелка» и два случайных: «слон» и «шуба». Слон большеухий, толстоногий, с хоботом. Шуба тёплая, с пуговицами. Присоединяя эти признаки к предмету «тарелка», получим новые предметы, которым нужно найти применение, обосновать его, а также обыграть.
Таблица: пример использования метода фокальных объектов
Предмет | Применение | Обыгрывание |
Большеухая тарелка | Тарелка с большими ушами, за которые её удобно брать и переносить, как кастрюлю. | Можно слепить из пластилина и использовать в сюжетной игре. |
Толстоногая тарелка | Тарелка на ногах сама приходит, когда её позовёшь. | Можно разыграть сценку, в которой дети зовут тарелку, а она прибегает (импровизация воспитателя). |
Тарелка с хоботом | Тарелка набирает хоботом воду из раковины и сама себя моет, как слон. | Игра с водой, кукольной посудой и игрушкой-слоником. |
Тёплая тарелка | Глубокая тарелка, всегда тёплая, чтобы суп в ней не остывал. | Это можно нарисовать, выполнить в технике обрывной аппликации. |
Тарелка с пуговицами | К такой тарелке можно пристегнуть ложку и вилку на петлях, чтобы они не потерялись. | Можно придумать сказку: «Жила-была тарелка, которая очень любила своих друзей, вилку и ложку. Но они часто терялись, и тарелка грустила. И вот однажды ей встретился волшебник…» |
Морфологический анализ
Морфология — наука о строении, форме. В основу морфологического анализа положен принцип образования всех возможных вариантов решения задачи путём поочерёдного сопоставления объектов из двух и более групп, а также их признаков, свойств. Когда все варианты составлены, их рассматривают и отбирают наиболее подходящие. Если берутся только две группы, то составляется морфологическая таблица, а три и более различных групп уже образуют морфологический ящик, по аналогии с настоящим ящиком, у которого есть три измерения — длина, ширина, высота.
Таблица: отбор материала для поделки с использованием морфологического анализа, первый этап
Цвет/материал | Нитки | Ткань | Картон |
Синий | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Красный | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Зелёный | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Белый | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Жёлтый | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Чёрный | трава, цветок, цыплёнок, жук | то же | то же |
Таблица: окончательный вариант поделки, полученный в результате морфологического анализа
Цвет/материал | Нитки | Ткань | Картон |
Синий | цветок | ||
Красный | цветок | ||
Зелёный | трава | ||
Белый | цветок | ||
Жёлтый | цыплёнок | ||
Чёрный | жук |
Метод морфологического анализа можно обыграть, использовав любимые детьми сказочные сюжеты. Причём не только на занятии, но и во время прогулки, в виде дидактической игры, поскольку для этой деятельности нужны минимальные материалы и оборудование.
Таблица: конспект дидактической игры с элементами морфологического анализа «Загадки Рассеянного Короля» в средней группе ДОУ, составила М. В. Корж
Этап игры | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материал | Текст письма, красивый конверт, картинка с изображением печального короля. |
Вступительная часть. Сообщение темы игры. | Воспитатель показывает детям конверт. — Ребята, нам пришло письмо от Короля из сказочной страны. Давайте его прочитаем. «Дорогие детишки, пишет вам Король. Меня называют Рассеянным за то, что я постоянно что-нибудь теряю. А сегодня утром случилась беда. Потерялась моя маленькая дочка, принцесса. Найдите её, пожалуйста. Я очень за ней скучаю» (Показывает портрет печального Короля). — Поможем Королю, дети? |
Ознакомление с правилами. | — В письме наверняка есть подсказка, где искать принцессу. Слушайте внимательно, не перебивайте, а когда я прочитаю, отвечайте на вопросы, и мы обязательно найдём маленькую принцессу. Будьте внимательны к другим ребятам, дайте ответить и им. |
Выполнение игровых действий | Воспитатель: — Дальше Король пишет: «Я встретил Волшебника и спросил, не видел ли он мою малышку. Но Волшебник сказал, что видел сегодня трёх малышек. Одна из них прыгала по болоту. Вторая порхала над цветами. Третья собирала землянику на опушке леса. Он слышал их песенки. Одна пела «ля-ля-ля», вторая «жу-жу-жу», а песенку третьей Волшебник не расслышал. Где же моя дочка? Может, она прыгала по болоту и пела «ля-ля-ля»?» — Как думаете, дети, могла принцесса прыгать по болоту? (Нет). А кто же это был? (Лягушка). И какую она песенку поёт? (Ква-ква). Ещё Король спрашивает: могут ли маленькие принцессы порхать над цветами? (Нет), Кто же летает над ними? (Бабочки, пчёлы). Но если Волшебник слышал песенку «жу-жу-жу», это была пчела или бабочка? (Пчела). Почему вы так решили? (Бабочки летают тихо, не жужжат). А как ведут себя маленькие девочки? Какую песенку они поют? («Ля-ля-ля»). Как вы думаете, где нужно искать принцессу? Где Волшебник видел третью малышку? (Если дети вспомнят, необходимо их похвалить, если не вспомнят, воспитатель зачитывает фрагмент письма). — Так где найти маленькую принцессу? (На опушке леса). Молодцы, ребята, я сейчас же напишу ответ Королю! (Пишет, уносит конверт, возвращается к детям). |
Подведение итогов | — Рассеянный Король скоро получит наше письмо и обрадуется! Как вы думаете, дети, он потерял свою дочку или она сама ушла в лес? (Сама). Зачем же она так сделала? (Захотела поесть земляники). Но разве она правильно поступила? (Нет). Почему? (Маленьким детям нельзя убегать из дому, может случиться беда, родители будут волноваться). Правильно, ребята! Из дому нельзя уходить ни в коем случае, это опасно, кроме того, ваши родные будут очень переживать. Когда мы встретим маленькую принцессу, мы обязательно расскажем ей об этом. |
Круги Луллия
Краткому описанию жизни и трудов Раймундо Луллия Г. Альтшуллер отвёл место в своей книге «Найти идею. Введение в ТРИЗ». Луллий проповедовал идею о том, что все знания мира можно отразить в небольшом числе понятий, комбинируя их в свободном порядке. Чтобы подтвердить свою правоту, Луллий строил приборы в виде концентрических окружностей. Самая крупная конструкция состояла из 14 кругов. Круги разделялись на секторы, каждый из которых обозначался латинской буквой. Букве соответствовало понятие: «мудрость», «вечность» «доброта» и т. д. Вращаясь, круги каждый раз образовывали новое сочетание понятий. На основе их Луллий построил своё учение «Великое Искусство».
В современном детском саду используют прибор Луллия, состоящий из 2 и 3 кругов. В секции вклеивают картинки с изображением животных, предметов обихода, сказочных героев. Пары и тройки картинок, которые образуются в результате вращения кругов, объединяют в логическую связку при помощи вопросов: «Что будет, если Красная Шапочка найдёт Золотой ключик?», «Что случится, если к маме-зайчихе попадёт в нору лисёнок?» и анализируют создавшуюся ситуацию.
И морфологический анализ, и круги Луллия применяются в ДОУ в максимально упрощённом виде, тем не менее они учат малышей основам комбинаторики — раздела математики, который изучает перестановки, сочетания, перемещения и перечисления элементов множеств.
Мозговой штурм и синектика
Эти методы близки между собой. Целью и того, и другого является ускорение отбора нужного решения среди множества вариантов, «вытаскиваемых» из подсознания человека.
Отличительные черты мозгового штурма:
- Направлен на всестороннее рассматривание проблемы и озвучивания как можно большего числа решений.
- Проводится с группой людей, обладающих знаниями в различных областях.
- Не допускает критики высказываемых идей.
- Не предполагает обсуждения в процессе, оно происходит после.
С детьми дошкольного возраста проводится одной подгруппой, число участников может быть различным, но желательно не более 8, поскольку большее число детей неизбежно приведёт к шуму, неразберихе, что сведёт на нет результат. Выдвинутые детьми идеи педагог кратко записывает, а после все вместе их обсуждают, выбирая ту, которая наиболее близка к идеальному результату.
Схема мозгового штурма в ДОУ:
- Формулируем проблему.
- Определяем цель (идеальный результат).
- Вспоминаем, как решалась эта проблема раньше, в том числе в художественной литературе.
- Определяем, что нужно изменить или усовершенствовать.
- Генерируем идеи.
После штурма:
- Дети «защищают» свои решения.
- Отбирают оригинальные решения, которые можно реализовать.
- Применяют идеи на практике.
Слово «синектика» переводится как «объединение разнородных элементов». Суть метода в том, чтобы сгенерировать как можно больше идей, соединяя, казалось бы, несовместимые свойства различных материалов, предметов и даже живых существ. Метод синектики был изобретён, чтобы усовершенствовать мозговой штурм. В нём разрешено:
- Критиковать идеи (но не самих участников группы).
- Обсуждать предложения, сразу отбрасывая явно невыполнимые и далёкие от идеала.
Создатель метода Д. Гордон выделял два вида творчества, необходимого для генерации идей:
- Неуправляемое (внеоперационное), основанное на вдохновении и интуиции.
- Управляемое (операционное). Оно основано на поиске аналогий.
Пониманию детей пятого года жизни доступны такие виды аналогий:
- Прямая. Определяется по следующим критериям:
- форма (круг — часы, тарелка, колесо);
- структура (вата — облако, трава — ворс ковра);
- функциональность (машина и муравей перемещают тяжести, туча и лейка поливают клумбу);
- цвет (снег — вата, небо — василёк, солнце — лимон);
- ситуация (мама улыбнулась — солнышко взошло);
- материал (резина — шина, пупс, шапочка для бассейна).
- Бывают и комбинированные ассоциации, когда проводят аналогию сразу по нескольким признакам, но дошкольникам ещё сложно их осмыслить. Им комбинирование ассоциаций подают в виде игры «Цепочка слов», когда слова объединяются в линейку не по первому слову, а по последнему: «Конфета — обёртка — шуршит — лист — дерево — лодка — река». Чем шире кругозор детей и свободнее он себя чувствуют, тем дальше по смыслу будет отстоять конечное слово от исходного.
- Личная (эмпатия). В ней нужно представить себя на месте «проблемного» объекта. «Цветочек привял. посмотри внимательно, почему это случилось. Что бы ты сказал на месте цветка, о чём попросил?» Эмпатию можно направить не только на поиск творческого решения по проблеме, но и на развитие умения сопереживать, воспитание чуткости, отзывчивости.
- Фантастическая. Обожаемый детьми вид аналогии. Фантазируя и наделяя объекты (и себя) нереальными свойствами, возможностями, совершая удивительные поступки, маленькие фантазёры осуществляют свои самые сокровенные мечты и желания. Применяя фантастическую аналогию, воспитатель должен ознакомить детей с главным правилом: «Не навреди и будь полезен». То есть, если ты волшебник и можешь совершать чудеса, то пусть они будут добрыми. Если герой, наделённый сверхсилой — строй дома, прокладывай дороги, туши лесные пожары, но никому не причиняй зла. Большие возможности — большая ответственность.
Мониторя фантазии детей, воспитатель может обнаружить проблемы у самих воспитанников (мальчик вообразил себя огромным динозавром, наступает на игрушки, кукол, хотя ему и говорили, что они плачут; девочка представила себя феей с крылышками и заявила, что улетит далеко-далеко и не вернётся). В таких случаях следует обратиться за помощью к психологу и вместе с ним помочь малышу решить проблему, которая направляет его фантазию на нежелательный путь.
Игры по использованию прямых аналогий проводятся со старшими дошкольниками как одной подгруппой, так и в форме соревнования двух команд по типу брейн-ринга, по 4–6 участников. Игры на развитие эмпатии и фантазирование могут вводиться со средней группы с использованием соответствующего материала (знакомых сказок, стихотворений о рассказов о природе, семье, дружбе). В этих играх могут принимать участие и все дети сразу, и подгруппами по желанию.
Моделирование маленькими человечками
Этот забавный, на первый взгляд, метод был придуман Г. Альтшуллером, чтобы помочь изобретателю посмотреть на ситуацию со стороны и в то же время смоделировать идеальное решение. Например, чтобы извлечь что-то из узкой, изогнутой и длинной трубы, на помощь изобретателю приходят человечки, которые выстраиваются в цепь или верёвку с захватом на конце и осуществляют операцию. Изобретателю нужно продумать, как воплотить сделанное человечками в жизнь.
Для ребёнка представить маленьких человечков вполне посильно. У каждого из них свои особенности: одни лёгкие, умеют летать, другие тяжёлые и крепко держатся за руки, третьи имеют слабые ручки, которые просто разделить. Используя ММЧ, детям объясняют в доступной форме не только отличие газообразных веществ от твёрдых и жидких, но и другие явления окружающего мира:
- Почему снег пушистый, а сосулька твёрдая?
- Почему соль и сахар тают в воде быстрее, если их размешать ложкой?
- Почему пахнут цветы?
- Почему от горячей воды идёт пар?
Использование технологии ТРИЗ в деятельности воспитанников ДОУ
Элементы теории используют ещё в младших группах детского сада. Это игры на подбор прилагательных, описание свойств предмета, «смешивание» признаков (Зайчик прыгает, лисичка бегает — сможет ли она поймать зайчика, если будет прыгать, а зайчик бегать?), на стимулирование творческой и познавательной активности.
Систематическую работу по ТРИЗ рекомендуют начинать со средней группы и продолжать в старшей. В первый год работа направлена на развитие навыков свободного общения и творчества, быстроты мышления, умения выделять главное. Детей знакомят с темами:
- «Противоречия»;
- «Системный оператор»;
- «Метод маленьких человечков»;
- «Ресурсы»;
- «Сочинение загадок».
На второй год проводятся как игры, так и познавательные упражнения, рисование, аппликация, лепка по теме. Детей знакомят с приёмами фантазирования, придумывания нового объекта, рассказывания по картинке, обучают навыку классификации, отсечения лишнего.
Работу ТРИЗ строят на основе:
- Органичности. Занятия и игры по теории должны быть естественным дополнением жизнедеятельности детей, а не носить характер отдельных эпизодов, которые никак не связаны с другими режимными моментами.
- Использования не специально отобранных, а подручных средств. Любой материал, который находится рядом, может быть использован, если педагог знает, как именно представит его детям и на что обратит внимание.
- Сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Использование сразу девяти экранов мышления возможно лишь с отдельными детьми, а фантазирование и сочинение сказок интересно всем.
- Обязательного подведение итогов, анализ проделанной работы. Дошкольники, особенно старшего возраста, нацелены на результат, они могут критически относиться к своим поступкам, корректировать собственное поведение, поэтому короткий, но содержательный итог игры, занятия и творческой деятельности им важен.
- Игры во всём. Системный анализатор, моделирование человечками, составление таблиц морфоанализа и прочие методы развития творческих способностей предполагают игровое оформление, это соответствует и психологии детей, и самой идее ТРИЗ: выходить за рамки обыденного, привычного. Воспитатель может использовать игрушки, куклы, переодевание в сказочных персонажей, сюрпризные моменты, шутку, загадку, рассказы о необычных событиях и явлениях. Главное, чтобы они были понятны и интересны детворе.
Таблица: фрагмент картотеки творческих заданий по технологии ТРИЗ в ДОУ
Название и цель | Содержание |
Обучение составлению сравнений | |
«Какой объект?» Учить детей выделять разные признаки в объекте. |
Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. |
«Цепочка». Учить детей выделять разные признаки у объектов. |
Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передаётся другому ребёнку, который должен назвать один из признаков объекта и передать её следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. |
«Угадай по описанию». Учить детей по названным признакам определять объект. |
Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному ребёнку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идёт речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. |
«Выбери признак, который есть у других объектов». Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. |
Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные). |
«Давай поменяемся». Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. |
Воспитатель раздаёт картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать (игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек). |
«Необычный подарок». Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. |
Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребёнок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребёнка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак. |
«Невпопад». Учить детей объяснять несвойственные объекту действия. |
Ведущий называет предмет и бросает мяч ребёнку. Он называет любое действие невпопад — несвойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расчёска пищит) в реальной жизни. |
«Что такое же у другого объекта?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» |
Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?», и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий — монета, дымящийся — вулкан, пыхтящий — ёжик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ёжик». |
Обучение рифмованию | |
«Складушки — ладушки». Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова. |
Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран — тюльпан, кошка — ложка и т. д. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки — ладушки». В среднем и старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребёнок должен подобрать рифмующееся слово. |
«Составь рифму». Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения. |
Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка — синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку». |
«Составь четыре строчки смешного стихотворения». Учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения. |
Воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например, олень — тюлень, плыл — ныл. Возможное рифмование:
В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети. |
«Придумаем разные стишки про один предмет». Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок. |
Воспитатель предлагает выбрать какой–либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил — был…». Например, объект — кошка; подбирается рифма — кошка-ложка; складывается начало: «Жила — была пушистая кошка, совсем не похожая на ложку». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». Например, «Если бы пушистая кошка была похожа на ложку, то она не бежала, а только лежала». |
Обучения приёмам фантазирования | |
«Волшебные предметы и их хозяева». Учить анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства. Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем. |
Воспитатель предлагает набор картинок с изображением волшебных предметов (чёрный плащ, волшебная палочка, ступа и т.д.). Детям необходимо выбрать картинки, соответствующие тому или иному сказочному персонажу. Усложнения игры: Превращения в сказочного персонажа и показ действиями его образа. Представление возможных волшебных преобразований окружающего мира. Изобразительная деятельность: рисование волшебного предмета и его хозяина. |
«Фантастический рассказ». Учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей. |
В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их изменённый образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку (фантастический рассказ), учитывая произведённые в сказочном герое изменения. Один из вариантов усложнения — волшебный объект есть у героя, но из другой сказки (у девочки Жени из сказки «Цветик — семицветик» появилась летающая ступа от Бабы-Яги). |
«Кто внимательный?» Закрепить представления о принципах действия приёмов ТФ. |
Воспитатель показывает картинки с изображением объектов с явно выраженными признаками «действия Волшебников» (Большого и Маленького размеров; Оживления — Окаменения и др.) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематическое изображение Волшебника, например, Великана, должны встать (или поднять руки вверх), а, увидев схематическое изображение Волшебника Крохи, – присесть (опустить руки вниз). Один и тот же Волшебник может быть изображён по–разному (схемой, рисунком, лепка или просто объявлен по имени). |
«Что стало большим, что стало маленьким». Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера. |
Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно (огромные пуговицы и маленькое пальто). Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с изменённым по размеру объектом, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. |
«Какого Волшебника ты должен пригласить». Учить детей использовать приём преобразования размера для решения проблемной ситуации. |
Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы её решить (каким лучше быть, чтобы быстро ходить; доесть невкусную кашу и т. д.). Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера. |
«Волшебник Дробления — Объединения проводит чудесные преобразования». Учить определять части и целое у объекта и менять их местами. |
Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка — сам объект, а у неё есть часть — сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект — лепесток, на котором находится цветок. Детям поясняют, что такие преобразования делает Волшебник Дробления — объединения. |
«Замри — отомри». Закрепить представления о многообразии мира, о том, что есть объекты подвижные и статичные. |
Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают (жестом, мимикой, движением), когда они могут быть подвижны (динамичны), а когда нет (статичны). Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления — Окаменения. |
«Приглашаем Волшебника Могутолько». Учить детей ограничивать функции объекта |
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных объектов. Обсуждается основное назначение объекта. Приглашается Волшебник Могутолько и он ограничивает функции данного объекта. Например: шапка удерживает тепло головы; шапка, которая удерживает тепло головы только с восьми до девяти часов утра или удерживает тепло головы мальчика пяти лет. |
«К нам пришёл Волшебник Всемогу». Учить детей расширять функцию объекта, делая его многофункциональным и объяснять полезность новой функции |
Ведущий называет какой -либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Всемогу. Дети описывают результаты воздействия на объект (из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть (практическое применение многофункциональной части объекта — ножка стула удерживает любой вес, проводит воду). Дают название новому объекту. |
«Волшебник Наоборот просит выполнить задание». Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений. |
Ведущий (ребёнок) показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта. |
«Меняем порядок». Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени. |
Обсуждение хода какого -либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать к составлению фантастических рассказов. |
«В гостях у Волшебника быстрых минут (Волшебник замедления)». Учить представлять результаты ускорения процессов, протекающих как в самом объекте, так и в его окружении. |
В гости к детям пришёл Волшебник быстрых минут. Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию, которая может возникнуть, если течение времени в группе ускорится (у всех один день, а в групповой комнате — 10 лет) или замедлится (у всех это — один день, а групповой комнате прошло всего 10 минут). Дети описывают, что произойдёт с ростом детей, какие изменения произойдут с живыми и нежимыми объектами, находящимися в группе (цветы, мебель, книги), что будут делать родители в такой ситуации и т. д. |
«В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время». Закрепить представления детей об однонаправленности, непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира. |
Воспитатель напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение (головастик превращается во взрослую лягушку, и в это же время изменяется само болото и живущие там жители — комары, цапли, рыбы). Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдёт, если Волшебник коснётся выбранного объекта (объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться). Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо — плохо». |
Обучение умению сужать поля поиска | |
«Да — нет» на загаданный объект рукотворного мира. Учить детей классифицировать объекты рукотворного мира по заданным признакам. |
Ведущий загадывает предмет рукотворного мира. Дети его отгадывают. Для создания собственных классификаций (по функциональному назначению, по месту назначения, по материалу, по форме, по времени создания и т. д.) признак выбирает ребёнок. Базовый алгоритм: — Определение принадлежности к рукотворному и природному миру. — Назначение объекта (функция или функциональная принадлежность к какой-либо классификационной группе); — Материал; — Форма, размер, цвет; — Наличие частей; — Местонахождение; — Время создания; — Звук, запах, вкус; — Вес, и другие признаки загаданного объекта. Например: ведущий загадал стол. Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить «Да»: – Объект относится к рукотворному миру? – Это относится к мебели? – Это удерживает человека? – Этот объект сделан из дерева? – В нём есть прямоугольная форма? – Этот предмет ниже девочки? – Он находится в группе? – У него есть части? – У него одна часть больше остальных? – Это стол? |
«Да — нет» на неизвестное слово. Продолжать учить выявлять признаки объекта и отсекать несущественные. Развивать познавательный интерес и желание узнать значение неизвестного слова. |
В основании игры лежит тот же принцип вопросов и ответов. Ведущий называет слово, заведомо неизвестное детям, и просит угадать, что это такое. Например: ведущий загадывает слово «острец» (сорняк на хлебных полях). Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить «Да»: – Объект относится к природному миру? – Живая природа? – Живёт больше на земле? – Это растение? – Оно растёт в поле? – Оно приносит вред для деятельности человека? |
Обучение основным мыслительным действиям диалектического характера | |
«Маятник». Учить выделять противоречивые свойства объекта. |
Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. |
«Перевертыш». Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо — плохо». |
Ведущий называет какое–либо событие и спрашивает у первого ребёнка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребёнок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребёнок объясняет, почему это так. Игра продолжается. |
«Хорошо — плохо дружит с много-мало». Продолжать учить детей находить взаимосвязи и причинно -следственные отношения объектов на основе перехода количественных изменений в качественные. |
Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции (увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта). Например: тысяча пылесосов в доме — не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить своё дело в полной мере. |
«Что произойдёт?». Учить детей формулировать причины и выводить следствие |
Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определённую тему (например, природа, сказки и т. д.), и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. |
«Учимся у сказки». Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приёмами. |
Ведущий читает или рассказывает часть сказки или рассказа, содержащую проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приёмы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. |
Обучение установлению системных связей | |
«Мои друзья». Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак. |
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего–либо или кого–либо. Дети определяют, кто они (берут на себя роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. |
«Что было — что будет». Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи. |
Воспитатель раздаёт детям большие карточки, разделённые на три части (в средней части изображён предмет настоящего, первая и третья — пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берёт какую–либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. |
«Из прошлого в будущее». Ориентировать детей в эволюции современных предметов рукотворного мира. |
Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребёнок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался. |
«Пирог для великана». Учить детей соотносить предметы по заданным параметрам, использовать ресурсы. |
Воспитатель предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов (чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец). |
Обучение детей составлению рассказов по картине | |
Игры с «подзорной трубой». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому–либо признаку, выявление главных объектов). |
Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. |
«Ищу родственников». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому–либо признаку, выявление главных объектов). |
Воспитатель предлагает детям найти «родственника» конкретному объекту по принципу: природный мир — рукотворный мир; живая — неживая природа; целое — частное; по месту нахождение; по выполняемой функции. Результат: объединение объектов в группы по разным основаниям. |
«Сравни по форме». Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков. |
Воспитатель предлагает детям назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок). |
«Загадочные части». Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. |
Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части («Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не луны». |
К нам пришёл волшебник «Я только слышу». Учить представлять возможные звуки, передавать свои представления в законченном рассказе. |
Дети сосредоточены на объектах картины. Воспитатель предлагает заняться поиском предполагаемых звуков и слов, имитация их. Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине, и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине». |
К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах». Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в законченном рассказе. |
Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых запахов и обозначить их словами. Игровые правила: представить запахи, присущие объектам, изображённым на картине, и составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». |
К нам пришёл волшебник «Я ощущаю лицом и руками». Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их специфические признаки. Обозначать словами эти признаки и составлять законченный рассказ. |
Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с ними и составить описательный рассказ. Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине; составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». |
К нам пришёл волшебник «Я пробую на вкус». Учить детей разделять объекты на съедобные — несъедобные с точки зрения человека и объектов, изображённых на картине. Уточнить представления о способах и продуктах питания. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. |
Дети сосредоточены на объектах картины с точки зрения способов и продуктов их питания. Воспитатель предлагает подыскать слова, обозначающие отношения к продуктам питания данного объекта (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный) и разных способов питания (способы питания растительного и животного мира различны). Игровые правила: разделить имеющиеся объекты на растительный и животный мир; объяснить, кто, как и чем питается. |
«В гости пришли Волшебники Времени». Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ. |
Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Например: пришёл Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце — хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию с позиции «хорошо — плохо». |
«Найди самое удачное название картины». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины. Учить составлять разные варианты рассказов — рассуждений. |
Детям предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну или две самых подходящих и объяснить, почему, на их взгляд, это так. Особое внимание уделить логическим связкам текста. В результате должен получиться рассказ — рассуждение. |
Обучение созданию связных текстов сказочного содержания | |
«Найди героя». Учить детей определять основного положительного героя сказки. |
Предлагается рассмотреть героя какой-либо сказки и определить его действие. Назвать, каким был герой в начале произведения, и каким стал. Например, Гадкий утёнок был беззащитным, слабым, стеснительным; стал смелым и решительным. |
«Сказка переехала». Учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев. |
Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (её героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать её или изобразить схематично. Например:
|
«Закончи сказку». Учить придумывать различные варианты окончания сказок. |
Воспитатель рассказывает детям начало какой–либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его. |
Цит. по: http://pedlib.ru/Books/4/0264/4_0264–38.shtml#book_page_top |
Занятие по ТРИЗ в детском саду
Непосредственная образовательная деятельность по ТРИЗ длится столько же, сколько обычная НОД в каждой возрастной группе. Увеличивать длительность занятий не рекомендуется, потому что ТРИЗ требует от детей приложения умственных усилий, интенсивной мыслительной деятельности, повышенной концентрации внимания, быстрой реакции на происходящее, а это дополнительная нагрузка. Длительность занятия в средней группе не должна превышать 20 мин, в старшей — 25 мин. В середине занятия обязательна физкультминутка или упражнения на эмоциональную разгрузку, сочетающие движения под музыку, импровизацию, эмпатию. Если педагог заметил, что дети отвлекаются, не проявляют интереса к заданиям, значит, они устали, и нужно сократить занятие.
Применяться технология ТРИЗ может на занятиях различных видов:
- по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений);
по экологии и ознакомлению с миром природы; - по развитию речи;
- по ознакомлению с окружающим миром, социумом;
- по ИЗО деятельности.
Таблица: временные рамки занятия с элементами ТРИЗ
Этап НОД | Содержание этапа | Длительность этапа в средней группе | Длительность этапа в старшей группе |
Вступительный | Сообщение темы, мотивация познавательной деятельности, сюрпризный или заинтересовывающий момент. | 1–2 мин. | 1–2 мин. |
Основной | Познавательная, поисковая деятельность, дидактические игры, беседа по теме, высказывания детей о своих умозаключениях. | 15–17 мин | 20–22 мин. |
Заключительная | Подведение итогов, обсуждение, поощрение активных детей (в средней группе хвалят всех), | До 1,5 мин. | До 2 мин. |
Таблица: конспект занятия по технологии ТРИЗ в старшей группе ДОУ «Путешествие в Город загадок», составила М. В. Корж
Этап НОД | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материалы | Мешочек с материалами, ковёр, подушки, портреты сказочных героев, домик с иллюстрациями к сказкам, схемы сказок, четыре разноцветные коробки, магнитная доска, картинки с изображением транспорта, фигурка «удивительного животного», коробки из-под лекарств, заготовки частей тела животных, клей, салфетки, клеёнки, конверт, аудиозаписи. |
Вступительная часть | Дети заходят в группу (музыкальный зал), становятся полукругом. Воспитатель: — Ребята, сегодня нас ждёт интересное путешествие. Добрая Волшебница просит нас помочь жителям Города загадок. Вы готовы отправиться в путешествие? (Да). Там могут встретиться трудные задания, для решения которых потребуются ваши знания, сообразительность, смелость и умение дружить. Не передумаете? (Нет). Чтобы справиться со всеми заданиями, нам потребуется хорошее настроение. Подарим его друг другу.
— Теперь можно отправляться в путь. А на чём же мы будем путешествовать? Посмотрите, Волшебница прислала нам этот мешочек. Давайте посмотрим, какие в нём есть материалы и не сможем ли мы выбрать из них себе средство передвижения.
|
Основная часть | Воспитатель: — Мы уже приближаемся к Городу Загадок. Посмотрите: его обитатели, герои сказок, подружились и помогают друг другу. Как они это делают? Ответы детей:
Да, всё верно! И вот наш ковёр садится площадь в Городе загадок. Давайте посмотрим, кому здесь нужна наша помощь. (Находит конверт). Вот и первое задание от Волшебницы. Она пишет: «Дорогие ребята, на Площади Сказок живут сказочные герои, каждый в своём домике. Чтобы знать, кто где живёт, на домиках нарисованы схемы сказок. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли разгадывать сложные загадки. Вам нужно расшифровать схемы и угадать, кто живёт в домиках».
Дети отгадывают, воспитатель открывает шкатулки, «выпускает песни». Когда все они свободны, звучит радостная, волшебная музыка.
Выбирается наиболее понравившееся всем. Таким же образом обсуждают, что это животное может есть, как помогать жителям Города загадок. Удивительное животное благодарит ребят, радуется, что теперь много знает о себе.
— Берите приглянувшиеся детали и приступайте к работе. |
Заключительная часть | Воспитатель: — Ребята, где мы с вами побывали? Кому помогли? Какие задания вам понравилось выполнять? Какое было трудным? Справились ли мы? Как вы думаете, почему нам это удалось? (Нам помогали дружба и доброта, знания о животных, сказках, песнях, геометрических фигурах и т. п.) А чем полезен будет нам подарок Волшебницы? Верно, тот, кто много знает и умеет, добр и дружен, всегда преодолеет трудности! |
ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.