Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.
Содержание
Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду
Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:
- проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
- формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
- создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.
Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ
Возрастная группа |
Особенности возрастного развития | Задачи проведения танцевальных занятий |
Младшая |
|
|
Средняя |
|
|
Старшая |
|
|
Подготовительная | Способность двигаться непринуждённо под музыку разного характера (весёлую, грустную, подвижную и др.). |
|
Виды танцевальных занятий в детском саду
В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:
- ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
- ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
- хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.
Танцевальные занятия в системе работы ДОУ
В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.
Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.
Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ
Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:
- общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
- элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
- экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
- танцевальные движения;
- игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
- упражнения на релаксацию.
Виды танцевальных движений для дошкольников
Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:
- приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
- галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
- переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
- шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
- русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
- вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
- шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.
Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду
Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.
Словесные приёмы
Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Объяснение
Загадки и стихотворения
Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:
- Что за хитрая плутовка?
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Кто же это? (Лиса).
А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:
- Серенький, пушистый,
Лесной побегайка,
Прыгает, резвится
Наш весёлый… (Зайка).
- У всех народов танцы есть,
В мире танцев нам не счесть!
Танго, ча-ча-ча, гопак,
И лезгинка, и трепак.
В танце кружатся народы,
Дружно водят хороводы,
Мы не можем больше ждать,
Тоже будем танцевать.
Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.
Беседа
Этот словесный приём особенно актуален для воспитанников средней и старших групп. Обычно в беседе дети с педагогом обсуждают значение танца для поддержания здорового образа жизни, рассматривают выразительные возможности танца (например, после просмотра отрывка балета «Лебединое озеро» в старшей группе). Беседы на тему танцев имеют познавательную и морально-этическую направленность. Вот несколько примеров тематики разговоров по теме:
- «Такие разные танцы» (старшая группа);
- «Танцев много интересных» (средняя группа);
- «Танцуй ради жизни» (подготовительная);
- «Танцы народов мира» (вторая младшая, средняя).
Чтение
Представление материала в таком виде является не слишком удобным способом работы на занятиях, требующих динамики. Поэтому чтение практикуется как элемент самостоятельной деятельности детей старшей или подготовительной группы. Например, в рамках темы «Наш танцующий детский сад», когда ребята рассматривают альбомы с фотографиями воспитанников ДОУ с разных мероприятий, на которых они исполняют танцы. Дети читают краткие справки об этих танцах (название, откуда появился).
Наглядные приёмы
Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.
Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:
- картинки (например, при рассмотрении темы «Космос» педагог для погружения ребят старшей группы в атмосферу презентует картинки с изображениями планет Солнечной системы, а затем предлагает разучить «космический» танец «Инопланетяне», пластика которого напоминает движения роботов);
- фотографии известных танцоров в образах (например, Майи Плисецкой в образе «Кармен», Галины Улановой в образе Маши из балета «Щелкунчик» и др.);
- схемы (этот вид наглядности практикуется только со старшими дошкольниками и подразумевает показ ребятам схематического исполнения танцевальных движений).
Реквизит для танцевальных занятий
Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:
- погремушки (для младших дошкольников);
- султанчики, мячики (для отработки движений руками);
- ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
- элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).
Практические приёмы
Творческие способы осмысления темы — рисунки, поделки, аппликации — применяются как способ закрепить полученную информацию. Например, в средней группе после знакомства с русским народным танцем и костюмом малыши выполняют аппликацию из цветной бумаги «Кокошник», наклеивая узор на заготовку головного убора.
Игровые приёмы
Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.
Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду
Название игры | Возраст детей | Оборудование (музыкальное сопровождение) | Суть игры |
«Тренируем эмоции» | Со второй младшей группы | Музыкальные отрывки разных настроений | Педагог просит малышей:
|
«Надуй куклу» | Старшие группы | Музыка на усмотрение педагога | Дети разбиваются на пары. Один участник стоит с опущенной головой, согнув ноги и руки. Он — «кукла». Его партнёр — «насос». По команде «насос» начинает сгибать и разгибать туловище, а «кукла» распрямлять конечности, поднимать голову, то есть «надуваться». Когда «кукла» полностью надута, партнёры меняются местами. |
«Джаз тела» (по Г. Рот) | Со средней группы | Ритмичная музыка | Водящий показывает порядок выполнения упражнения: под музыку сначала двигаются только голова и шея (в разные стороны, вперёд, назад), затем только плечи и так отрабатываются движения локтей, кистей, бёдер, коленей и ступней. Затем дети двигают всеми этими частями тела одновременно. |
«Танец в зеркале» | Старшие группы | Музыкальные отрывки разных настроений и ритмов | Дети разбиваются на пары. По очереди показывают движения под музыку, партнёр повторяет. |
«Лес» | Со средней | Звуки природы | Педагог предлагает детям представить себя разными деревьями (рябиной, дубом, сосной), кустарниками, травами и пр. Затем дети по команде взрослого реагируют на:
|
«Спящий котёнок» (игра на релаксацию) | Первая, вторая младшая группы | Р. Паулс «День растает, ночь настанет» (колыбельная). | Дети, изображая котят, ложатся на коврики. Под музыку у них медленно поднимаются и опускаются животики. |
Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.
Игротанцы (танцы-игры)
Это одна из разновидностей игр, в которых движения выполняются под рифмовки, пальчиковые игры, развивающие подвижность, ловкость и создающие положительный микроклимат. Обычно игротанцы проводятся в минуты до или после интенсивной интеллектуальной нагрузки, а также в виде одной из форм организации детей и родителей на утренниках. К примеру, перед Новым годом на досуговом мероприятии участники играют в игру «Тепло-холодно». Под музыку «Новогодний парад» педагог говорит: «Тепло», — дети с родителями танцуют, на слово «Холодно» — обнимаются.
Картотека тем танцевальных занятий
Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.
Представленный фрагмент планирования по ритмопластике во второй младшей группе включает рассмотрение таких тем, как:
- «Путешествие в страну танца»;
- «Мишка косолапый»;
- «Весёлый зоопарк».
С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.
Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.
Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.
Кружковая работа по ритмике в детском саду
Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.
Как провести танцевальное занятие в ДОУ
Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.
Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий
Этап | Суть | Время (минуты) | ||||
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Вводный | Мотивация ребят, подготовка организма к физическим нагрузкам. Упражнения:
|
2–4 | 3–4 | 3–4 | 3–4 | 3 |
Основной |
|
5 | 9 | 14 | 17 | 24 |
Заключительный | Осуществление перехода от интенсивных нагрузок к состоянию покоя с помощью упражнений на релаксацию. | 1 | 2 | 2 | 3–4 | 3 |
Итог | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.
Таблица: конспект занятия по хореографии «В весеннем лесу» в старшей группе (фрагмент)
Автор | Киселёва О. А., педагог дополнительного образования по хореографии. |
Вводный этап | Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим прогулку в весенний лес. А в лесу нас ждёт много нового и интересного. Разминка. Ходьба, бег, галоп, подскоки. (Выполняются под аккомпанемент фортепиано). Топающий шаг на всей стопе. Педагог: Итак, прошу всех занять места в вагонах. До леса мы доберёмся на поезде.
Дети стоят в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. Направляющий — паровозик, руки согнуты в локтях. |
Основная часть | Педагог: А на полянке расцветают прекрасные цветы. И мы с вами, как в сказке, превратимся в цветы. Давайте вместе вспомним, какие цветы первыми можно увидеть весной в лесу или на лугу. Обратите внимание на иллюстрации растений, которые вы видите на доске. Кто из вас знает, какое растение самым первым зацветает в лесу, едва сойдёт снег в марте? Кто узнал его на картинке? (Дети называют и показывают подснежник — пролеску сибирскую. Ребятам предлагаются ещё две иллюстрации известных первоцветов — мать-и-мачехи и одуванчика)…> <… Музыкальная игра. Педагог: Давайте превратимся в эти прекрасные цветы и покажем, как они растут, цветут, пробуждаются по утрам. (Выбираются дети, исполняющие роли Дождика и Солнышка. Используется реквизит для персонажей). Музыкальное сопровождение — «Вальс до-диез минор» Ф. Шопена. Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы». Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике. Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой. Роли дождика и солнышка исполняют дети…> <… Этюд «Радуга». Детям раздаются по две ленточки одного цвета. Используются ленты цветов радуги. Изучение движений, использующихся в танцевальном этюде, без музыкального сопровождения и повторение ранее изученных движений: «ленточки» «ветерок», «поющие руки», «красим забор», круговых движений и т. п., далее в сочетании с приставным шагом (И.п.: стоя на месте по 6 позиции — «узкая дорожка» — перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз). Работа над этюдом с музыкальным сопровождением под вальс А. Тома (И. п.: стоя в кругу лицом к центру, в обеих руках ленты одного цвета). |
Заключительный этап | Закрепление навыков выполнения движений с предметами (лентами). Педагог благодарит детей за работу. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/27/zanyatiya-po-ritmike-i-khoreografii-v-detskom-sadu |
Видео: занятие по ритмопластике с детьми младшего дошкольного возраста
Видео: занятие по ритмопластике с детьми 4–5 лет
Видео: занятие по хореографии в старшей группе
Открытое танцевальное занятие в детском саду
Показательный урок — это не первое занятие в теме, построенное на заданиях, методика выполнения которых хорошо знакома детям. Такое занятие демонстрирует уровень владения малышей теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области танцевального искусства. А также позволяет определить степень методической оправданности использования педагогом тех или иных приёмов в работе. При этом хронометраж и структура открытого урока отличаться от обычного не будут.
Таблица: конспект отрытого занятия по ритмике «Танцуем, играем, всех приглашаем» в средней группе (фрагмент)
Автор | Липская А., педагог дополнительного образования по хореографии МБДОУ Д/с №1, ЗАТО Углегорск, Амурская обл. |
Вводный этап | Организационный момент: построение, поклон. Педагог:
Разминка — это разогрев тела. Цель разминки состоит в том, чтобы поднять температуру тела и создать идеальные условия для гладкой работы всех физических систем, необходимых для тренировки.
|
Основная часть | <… Упражнение «Дружная семья». Педагог: Жила-была большая дружная семья: прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки. Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано — сделано.
<… Педагог: Ребята, вы любите загадки? Да? Ну тогда давайте их отгадывать. Отгадали загадку — покажем отгадку.
|
Заключительный этап | <… Педагог: Вы сегодня активно, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Молодцы, ребята! Всем спасибо за занятие. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-po-ritmike-tancuem-igraem-vseh-priglashaem.html |
Видео: открытое занятие по ритмике в младшей группе
Видео: открытое занятие по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста
Анализ и диагностика танцевальных занятий в детском саду
Танцевальные занятия позволяют выявить, насколько качественно детьми усвоен программный материал по следующим параметрам:
- заинтересованность и потребность воспринимать музыку и движения;
- уровень исполнения ритмичных движений под музыку;
- степень проявления творчества в исполнении комплекса движений игр, танцев и плясок.
Мониторинг проводится дважды в год: в начале учебного года и в конце. В первой младшей группе в начале года диагностика не проводится.
Схема мониторинга
Доктором педагогических наук Э. П. Костиной, исследующей креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников, разработана диагностическая карта хореографической деятельности детей.
Оценка каждого параметра осуществляется по трёхбалльной шкале:
- 3 балла — малыш сам выполняет все задания;
- 2 балла — ребёнок выполняет задания с помощью взрослого;
- 0 баллов — дошкольник не может самостоятельно выполнить задание, а от помощи взрослого категорически отказывается.
По итогам мониторинга можно сделать вывод об уровне хореографических способностей:
- 2,3–3 балла — высокий уровень;
- 1,5–2,2 балла — средний уровень;
- 1,4–0 баллов — низкий уровень.
Танцевальные занятия в детском саду играют важную роль в развитии творческого потенциала ребёнка, расширении его представлений о мире, а также физическом и эмоционально-волевом становлении. Поэтому уроки хореографической направленности включены в образовательную программу детских садов, причём не только в форме НОД, но и в виде кружковой работы. И тот и другой способ организации работы с детьми требуют от педагога составления тщательно продуманного и структурированного конспекта занятия, а также выставления объективных оценок по критериям диагностики хореографической деятельности.