В игровой деятельности дошкольники знакомятся с окружающей действительностью. Театрализованные игры имеют большой развивающий потенциал, что позволяет формировать личностные и психофизические качества ребёнка с разных сторон. Поэтому педагогам ДОУ следует внимательно подходить к выбору театрализованной игры.
Содержание
Значение театрализованных игр в подготовительной группе ДОУ
Театрализованная игра в детском саду — это разыгрывание дошкольниками литературных произведений в соответствии с их сюжетом и дополненных детской фантазией. В основе таких игр всегда находится нравственная составляющая, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках воспитанников ДОУ. Как правило, акцент делается на дружбе, отзывчивости, честности, доброте, справедливости.
Особенность театрализованных игр заключается в том, что их содержание опирается на литературную или фольклорную основу.
Как и любая другая деятельность воспитателя, театрализованная игра на начальном этапе предполагает наличие целей и задач.
Цели и задачи
С использованием театрализации в обучении дошкольников подготовительной группы (дети 6–7 лет) воспитатель решает следующие цели и задачи:
- Развивать речевые навыки детей.
- Способствовать формированию социально-коммуникативных качеств.
- Приобщать дошкольников к художественно-эстетической культуре.
- Расширять знания об окружающей действительности.
- Способствовать психофизическому развитию детей (умение передавать настроение движением, согласование речи и действий, тренировка моторики).
- Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству.
- Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
- Прививать навыки вежливого поведения.
- Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.
- Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
- Развивать умение менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре; превращать и превращаться.
- Учить самостоятельно сочинять этюды с заданными или придуманными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.
- Развивать умение владеть своим телом.
- Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.
- Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.
Более подробную информацию о целях и задач можно найти в пособии Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Исследователь подробно раскрывает их перечень для подготовительной группы, а также даёт методические указания по различным видам театрализованной деятельности.
Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.
Методические приёмы
Прежде чем приступать к театрализованным играм, следует поработать над совершенствованием театральных навыков воспитанников.
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
К упражнениям по предварительной работе относят:
- Ассоциации: даются задания на ассоциативные сравнения, способствующие активации детского воображения и внимания. Например, воспитатель называет слово «яблоко» и спрашивает, что ребята представили (оно сладкое, красное, маленькое и т. п.).
- Творческая беседа: воспитатель задаёт проблемные вопросы и ведёт диалог, активирующий творческое восприятие. Например, детям предлагается составить портрет короля. Вопросы воспитателя могут быть следующие: «Как вы представляете короля?», «Во что он одет?», «Что у него на голове?», «Как понимаете слово «мантия?», «Какого цвета его одежда?» и т. п.
- Моделирование ситуаций — вариант аутотренинга для детей: задания направлены на тренировку умения настроиться выполнять последующие действия и быстро переключаться между ними, контролировать мимику, ориентируясь на эмоциональное состояние. Дети могут представлять, что стали лёгкими, как пушинка, тяжёлыми, как каменный великан, и т. п.
После успешного закрепления навыков воспитатели переходят непосредственно к театрализации. Работу с такими играми принято делить на 3 этапа:
- Художественное восприятие: воспитатель читает или рассказывает дословно авторский текст игры.
- Инсценирование и освоение театральных навыков (актёр, режиссёр и др.): детям предлагают поучаствовать в интерпретации и разработке материала, оборудования, распределении ролей.
- Самостоятельная деятельность: дошкольники представляют готовый вариант игры.
Основные виды театрализованных игр
Театрализованные игры принято делить в зависимости от типа действий на 2 группы: драматизации и режиссёрские.
Игры-драматизации
Предполагается, что дети самостоятельно играют роль (создают образ) с использованием интонации, мимики и жестикуляции. Игры в подготовительной группе отличаются большей направленностью на взаимодействие с людьми и подключение накопленного ранее опыта.
К играм-драматизациям относят:
- игры с персонажами на пальчиках: дети играют за одного или несколько персонажей на пальчиках, при этом допускается использование ширмы или свободное передвижение по комнате;
- с куклами бибабо: движения персонажей, надетых на руки водящего, происходят над ширмой;
- игры-имитации образов животных, сказочных героев;
- импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
У дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. Это требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать слова.
Режиссёрские игры
Предполагается, что ребёнок не выступает действующим героем, а воспроизводит сцены за игрушечного персонажа и озвучивает происходящее его голосом. К этим играм относят:
- настольный театр игрушек: используются готовые или самодельные персонажи, крепко стоящие на поверхности и не создающие помехи при передвижении;
- настольный театр картинок: все декорации и герои являются изображениями, поэтому их движения ограничены;
- стенд-книжка: события представляются с использованием сменяющихся иллюстраций на листах;
- фланелеграф: в качестве экрана используется фланелевая ткань, а персонажи-картинки крепятся на него с помощью оборотной фланелевой, бархатной или наждачной стороны;
- теневой театр: действия изображаются на фоне полупрозрачной белой бумаги с использованием рук или заранее заготовленных плоскостных персонажей, которые под освещением лампы отбрасывают тень на «экран».
В подготовительной группе преобладают режиссёрские игры, становящиеся полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссёрской игры вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?».
Для всех видов игр характерно наличие зрителей.
Основные отличия театрализованных игр дошкольников 6–7 лет от детей младшего возраста следующие:
- Усложнение исполнительских навыков, связанное с включением более сложных элементов в сюжеты игр: если раньше в них включались только элементы ритмопластики, мимики, жестикуляции и др., то в подготовительной группе они могут объединяться в одном материале. Примером является игра «Хитрый маленький зверёк», представленная далее.
- Расширение диапазона театральных специальностей, увеличение самостоятельности в разработке сюжета и изобразительных средств. Если в старшей группе дети выполняли роли актёров, костюмеров и оформителей, то в возрасте 6–7 лет они способны совместно с воспитателем разрабатывать сюжет и добавлять в него, с опорой на свой жизненный опыт, новые элементы в качестве режиссёра и сценариста. Например, в игре «Парикмахерская» воспитатель просит ребят поделиться впечатлениями о посещении парикмахера и описать работу специалиста. Затем предлагается представить себя специалистом и подумать, кто будет выполнять его роль, кто придёт, какие характеры будут у клиентов, какие причёски они сделают и т. п. Так дети сами выстраивают сюжет игры, разрабатывают характеры героев, подбирают инвентарь и распределяют роли.
- Сюжет игр содержит глубокое мировоззренческое и нравственное содержание. Ярким примером такого материала является игра «Превращение предмета», направленная на развитие чувства веры и правды, смелости, сообразительности и воображения.
Проведение театрализованных игр в подготовительной группе детского сада
Участвуя в театрализованных играх, дошкольники познают окружающий мир, осваивают новые модели поведения. Проведение таких игр требует от педагога внимательности к действиям детей.
Методические рекомендации
Для успешного проведения театрализованной игры количество участников в ней не должно превышать 12–16. При организации игры педагогу следует придерживаться следующих правил:
- Внимательно относитесь к ответам и предложенным вариантам детей. Например, в игре «Я умею», правила которой описаны далее, важно подчеркнуть, что каждый человек имеет какие-то способности, независимо от пола, возраста и т. п. Дети часто стесняются и отшучиваются, произнося фразы типа «Я ничего не могу», «Я не знаю» и т. п. Игнорировать подобное поведение нельзя, поскольку в дальнейшем оно может перерасти в комплексы. В этот момент воспитатель должен подсказать ребёнку, что он умеет, обращаясь к опыту предыдущих занятий (например, «Ты хорошо пел. Может быть, это твоё умение?»).
- При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Например, перед игрой «Библиотека» детям задают вопросы, связанные с деятельностью этого учреждения. Если дошкольники затрудняются ответить, воспитатель рассказывает и (желательно) показывает, в чём заключается роль библиотекаря, что делают читатели и т. д.
- Знакомя детей с героями, дайте им время поговорить и подействовать с ними. Например, игру «День рождения», основной смысл которой — привить основы этикета этого мероприятия, можно проводить как с игрушками, так и задействовать актёрские способности ребят. Выбирая вариант с куклами, воспитатель предлагает детям познакомиться с персонажем. Ребёнок сам придумывает ему имя, характер, смотрит как он двигается и т. д.
- Не сравнивайте по принципу «хуже — лучше», нужно задавать вопросы типа «У кого больше похоже?» и т. д.
- Старайтесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, значки с различными надписями («Актёр/сценарист дня» и т. п.), сладкие призы и др.
При грамотном проведении театрализованные игры способствуют повышению самооценки дошкольников.
Картотека игр
Воспитатели могут обращаться к существующим картотекам или разрабатывать задания сами, всё зависит от педагогического опыта и индивидуальных качеств детей. На начальном этапе рекомендуется использовать имеющиеся разработки. Тематика театрализованных игр может быть самой разнообразной.
Таблица: пример картотеки театрализованных игр в подготовительной группе
Название | Цели | Оборудование | Ход игры | Результат |
«Измени голос» | Развивать внимание и наблюдательность. |
|
Дошкольники здороваются друг с другом от лица выдуманного персонажа (зайца, льва и др.), надевая по желанию костюмы и изменяя голос. Воспитатель направляет их в процессе действия. | Дети учатся передавать интонации и настроения посредством мимики. |
«Диктор» | Развивать наблюдательность и воображение. | Нет. | Ребёнок описывает кого-то из присутствующих по приметам, остальные угадывают. Водящие во время игры меняются. | Тренируется внимание к деталям окружающего мира, а также навыки взаимодействия со сверстниками. |
«Хитрый маленький зверёк» |
|
Нет. | Детям предлагается вообразить себя в роли зверей в зоопарке. Посетителя-ведущего выбирают считалкой. Он располагается в центре и показывает движения, а жители зоопарка повторяют за ним. В процессе игры ведущий меняется. |
Развивается детская мимика, выразительность движений, интонация. |
«Вкус яблока» | Развивать воображение и мимику. | Нет. | Дети воображают, что кусают яблоко и показывают мимикой его вкус. Важно подчеркнуть, что вкус у всех разный. | Тренировка воображения и мимики детей. |
«Загадка без слов» | Развивать мимику и движения. | Карточки или картинки с загадками без слов. | Детей делят на 2 группы. Первая — рассматривает картинки и с помощью жестов и мимики загадывает второй группе загадки. Затем дети меняются ролями. | Формируется умение взаимодействовать со сверстниками, развивается логическое мышление, мимика и согласование действий. |
«Если бы…» | Развивать воображение, мимику и движения. |
|
Воспитатель предлагает детям:
Предметов и действий может быть больше. Всё зависит от фантазии воспитателя. |
Развивается воображение, тренируется мимика и двигательный аппарат, происходит активное взаимодействие со сверстниками. |
«Скульптор» | Развивать воображение, мимику и движения. | Нет. | Дети выбирают «скульпторов», «глину» и «экспертов». «Скульпторы» делают из «глины» фигуры разных животных, а «эксперты» угадывают. После того как фигуру угадали, она «расколдовывается» и не сохраняет позу. | Развивается двигательный аппарат и мимика, формируется умение работать в команде и взаимодействовать со сверстниками, активно работает воображение. |
«Вышивка» | Тренировать согласованность жестов и воображение. | Нет. | Ведущий-«иголка» выбирается считалкой, другие дети берутся за руки и выполняют роль «нитки». Ведущий двигается по залу, «вышивая» узоры. Темп игры ускоряется, и «нитка» должна держать форму. На пути «иголки» можно ставить препятствия. | Тренируется двигательный аппарат, формируется умение взаимодействовать со сверстниками. |
«Я умею» | Развивать память и чувство правды. | Мяч. | Дети становятся в круг и передают мяч со словами «Я умею…». Каждый говорит о том, что умеет. Первым начинает воспитатель. | Педагог выясняет умения детей, а также тренируется память и умение оценивать себя как личность. |
Более широкий список игр можно найти в следующих источниках:
- Авторская картотека Горбуновой И. В. и Комогорцевой Л. А. Здесь представлены игры разного характера: игры-драматизации и режиссёрские, направленные на развитие и тренировку театральных навыков, а также подготовку к будущим постановкам.
- Авторская картотека Капусты Л. Я. Источник содержит около 50 вариантов театрализованных игр. Автор сгруппировал их по направлению деятельности: игры на развитие воображения, мимики, интонации и др.
- Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Пособие предназначено для работы с детьми старшей и подготовительной групп. Автор выделяет несколько видов игр и упражнений, даёт подробные рекомендации к их проведению.
Временной план игры
Театрализованная игра в подготовительной группе занимает от 10 до 25–30 минут. Это могут быть короткие инсценировки, мини-спектакли или режиссёрские игры по постановке целой сказки.
Этапы проведения театрализованной игры с дошкольниками 6–7 лет следующие:
- Презентация игры — от 2 до 5 минут. Педагог мотивирует дошкольников на работу, обращается к их опорным знаниям.
- Распределение ролей, объяснение правил — от 1 до 3 минут.
- Собственно игра — от 5 до 20 минут. Участие педагога здесь минимально. При необходимости он даёт подсказки, зачитывает сопровождающий текст.
- Заключительный этап — 2–3 минуты. Оценка работы каждого участника и обмен впечатлениями от игры.
Пример конспекта игры (из материалов открытого доступа): игра «Король»
Время проведения: 25–30 минут.
Цели и задачи:
- развивать умение действовать с вымышленными предметами;
- формировать умение выполнять заданную роль;
- тренировать реакцию и слаженность движений;
- развивать способность действовать в команде.
Оборудование:
- стул-«трон»,
- корона,
- разноцветные карточки.
Ход игры:
- Вводная часть (5 минут).
В.: Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся во времена рыцарей и прекрасных дам! Представьте красивый замок, большие комнаты, звучит приятная музыка, вокруг ходят хорошо одетые люди. Вот мы с вами входим в самый большой и богатый зал, посередине него стоит роскошный трон (ставит стул в центре комнаты), на котором сидит хозяин замка. Кто же он?
Дети: Король!
В.: Верно! Что вы помните о королях из сказок? (Дети отвечают). А много ли было у него помощников-слуг? (Дети отвечают). Молодцы!
Сегодня я предлагаю вам представить себя в роли его помощников. Для этого давайте выберем своего короля считалкой:
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
В.: Хорошо. Король теперь есть в нашем замке. Надевай корону и садись на трон. А сейчас, ребята, вам нужно разделиться на 3 команды. Для этого каждый из вас подойдёт ко мне и вытянет карточку. Те, у кого цвет совпал, будут в одной команде. Всего их будет 3: оранжевые, зелёные, синие. - Объяснение правил (3 минуты).
В.: Теперь команды собираются. Вы будете работниками, которые хотят поступить на службу к королю. Сейчас подумайте и договоритесь тихонько в команде между собой, какую работу вы ему предложите. (Дети совещаются). Определились? Молодцы. Теперь вы будете показывать королю, что умеете делать, а он должен отгадать вашу профессию. Если угадал, то работники убегают, а он догоняет. Тот, кого догонят, становится королём. Готовы? Начинает команда зелёных. - Проведение игры (20 минут).
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: Что вы умеете делать?
Работники: Мы не скажем, а покажем!
Дошкольники изображают действия с выдуманными предметами, показывая профессии. Король отгадывает и догоняет работников.
Примечание: игру постепенно можно усложнять, добавляя персонажей (принцесса, паж и т. п.) и придумывая им характеры (король — вредный, весёлый и т. п.). - Завершение (2 минуты).
В.: Молодцы, ребята! Как много хороших профессий вы вспомнили и как ловко убегали от короля! Вам понравилось играть? (Дети отвечают). Хорошо. А сейчас нам пора переноситься в своё время и готовиться к обеду.
Фотогалерея: примеры театрализованных игр в подготовительной группе
Видеоматериалы по теме
В интернете представлены различные видеоматериалы с проведением и организацией театрализованных игр. Воспитатели также делятся опытом на вебинарах и мастер-классах. Далее представлены видеоролики с примерами театрализованных игр в подготовительной группе ДОУ, а также рекомендациями к их подготовке и проведению.
Видео: оборудование для театрализованных игр
Видео: разные виды театра в ДОУ (материалы к играм)
Видео: мастер-класс театрализованных игр в ДОУ
Видео: игра-инсценировка сказки «У страха глаза велики»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Поезд»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Пиццерия»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Театрализованные игры — неотъемлемая часть дошкольной практики. Они способствуют формированию представлений об окружающем мире, поскольку в процессе дети знакомятся с разными героями и характерами. Кроме того, тематическое наполнение театрализаций содержит элементы нравственного развития, проявляющегося в различных игровых ситуациях — от изображения дружбы до злости. Дошкольники отождествляют себя с любимыми персонажами, что оказывает большое влияние на развитие их мировоззрения.