Одним из наиболее продуктивных приёмов работы с дошкольниками среднего возраста (4–5 лет) являются театрализованные игры. Ведь с одной стороны, малыши проявляют свои творческие способности, а с другой — с помощью игры дети усваивают учебный материал, развиваются физически и духовно, а также постигают морально-этические нормы поведения в обществе. Поэтому педагоги, работающие с малышами средней группы, с особой тщательностью подходят к организации такого рода лицедейства.

Цели и задачи театрализованной деятельности в детском саду

Дети средней группы стремятся всё делать самостоятельно. При этом у них возрастает потребность в общении с товарищами, активно проявляется интерес к окружающему миру — любимый вопрос всех четырёхлеток: «А почему?». Театрализованная деятельность помогает малышам социализироваться, познать мир вокруг и даёт возможность проявить инициативу за счёт импровизации и оживления персонажей речевыми и неречевыми средствами выразительности (мимикой, жестами).

Дети в игре тянут репку

Театрализованные игры помогают малышам легко и быстро социализироваться

Театрализованные игры также помогают:

  • развивать речь малышей (детям средней группы очень важно быть понятыми, отчего они с особой тщательностью подбирают слова, стараются правильно выстраивать предложения, а заучивание текстов роли в драматизации помогает обогатить набор речевых средств — слов, грамматических конструкций);
  • осваивать новые теоретические и практические знания из разных областей жизни (малыши не только получают ещё неизвестную им информацию, в частности, о театре, но и осваивают её в непосредственной деятельности);
  • учиться адекватно реагировать на разные игровые ситуации и принимать самостоятельные решения;
  • развивать память, мышление, воображение через восприятие образов и запоминание порядка выполнения игровых действий с ними;
  • укреплять здоровье (многие театрализованные игры подразумевают умеренные физические нагрузки, что способствует тренировке координации, гибкости и ловкости у детей);
  • воспитывать чувство коллектива через творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Реализовать эту миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • расширение активного и пассивного словаря детей 4–5 лет (в отличие от младшей 3–4 лет, в средней группе ребята стараются сразу же применить новые слова в речи);
  • стимулирование познавательной активности с помощью взаимодействия малышей с хорошо знакомыми персонажами (например, для отработки навыка порядкового счёта до 6, дети разыгрывают хорошо знакомый сюжет сказки «Репка», пересчитывая героев каждый раз, когда новое действующее лицо приходит на помощь);
  • тренировка мелкой моторики для подготовки руки к письму (малыши играют с мелкими куколками из природных, бросовых материалов в качестве «артистов»);
  • преодоление стеснительности (в 4–5 лет у многих ребят наблюдается зажим при работе на публику, для его устранения театрализованная деятельность должна стать традиционным приёмом в работе — так ребята проще социализируются);
  • тренировка реакции (для выполнения условий игры, дети учатся вступать во взаимодействие с персонажами по условному сигналу);
  • развитие чувственной сферы дошкольников (дети учатся выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, в то же время тренируются «считывать» эмоции других людей);
  • воспитание навыка соотносить свои поступки с реакциями других людей (в театрализованных постановках дети учатся опираться на партнёра для выстраивания сюжета игры).

Пять принципов организации театрализованной игры

Дети в костюмах персонажей Теремка перед ширмой-теремком

В играх малыши учатся координировать свои действия с действиями других участников

Методистами сформулировано пять требований к практической реализации любого вида игровой активности. В контексте театрализации в средней группе эти принципы имеют ряд нюансов.

  1. Многообразие тематики. Обычно для театрализованной деятельности используются программные сказочные сюжеты. Однако нельзя забывать и о популярных мультипликационных фильмах, детской прозе и поэзии в качестве основы игровых действий.
  2. Универсальность. Элементы театрализации можно использовать на разных этапах урока не только для закрепления, но и для знакомства с новой информацией. Игры также проводятся на прогулке, утренниках.
  3. Отсутствие факторов стресса. Речь идёт о резкой смене одно вида деятельности на другой. Например, от пересказа сказки к физкультуре. Театрализованной игры позволяют такой переход сделать лёгким и гармоничным, перетекающим один в другой.
  4. Творческая самостоятельность малышей. В театрализованных играх дети раскрепощаются. Особенно если практиковать совместные с родителями постановки, где малыши, с одной стороны, предстают артистами, а с другой — находятся рядом с близкими людьми и ощущают поддержку мамы, папы.
  5. Обязательная ситуация удачи для каждого малыша. Каждого участника театрализации после игры необходимо похвалить. Это закон.
Девочка в декорациях аптеки

Игры дают возможность каждому ребёнку испытать ситуацию успеха

Формы организации игр

Кроме уже упомянутых игр, в которых родители и педагог — непосредственные участники действия, можно выделить ещё две формы организации театрализованной деятельности в работе с детьми:

  • мини-игры познавательного свойства (например, при изучении темы «Как поздравить друга с днём рождения» на занятии по знакомству с окружающей средой малыши делают из пластилина конфетки, фрукты и в парах разыгрывают поздравительный диалог);
  • самостоятельная деятельность (в частности, сюжетно-ролевые сценки, которые инициируются и разыгрываются самими детьми).

Классификация театрализованных игр

Все театрализованные игры делятся на две группы:

  • те, в которых малыши предстают в образе персонажей, то есть драматизации;
  • те, в которых дети выступают режиссёрами, организуя действия кукол, игрушек, то есть режиссёрские.

И в драматизациях, и в режиссёрских играх выделяются отдельные виды.

Вырезанные фигурки животных

Из всех видов театрализованных игр режиссёрские на фланелеграфе позволяют проявить самостоятельность в большей степени и поэтому нравятся воспитанникам средней группы больше других

Таблица: основные виды театрализованных игр в средней группе

Группа Вид Суть игры
Драматизация Имитация Если в младших группах эти игры заключались в имитации поведения животных, то в средней добавляется создание клишированных образов: бабушек-старушек, капризных детей, модниц и др.
Сюжетно-ролевая Дети предстают в образах, которые им хорошо знакомы из повседневной жизни: врачи, продавцы. А также примеряют на себя разные социальные роли: мама, папа, ребёнок, бабушка и др.
Инсценировка Малыши показывают сюжет, разыгрывая его по ролям. В средней группе слова персонажей могут быть и в стихотворной форме, как это было во второй младшей группе, и в прозе, что обусловлено большей степенью самостоятельности ребят и полным осознанием ими сути игровых действий.
Режиссёрские Настольный В качестве «артистов» выступают куклы, игрушки, природный материал в образах персонажей (например, ёжики из шишек, колобок из каштана и пр.).
Кукольный Игровые действия выполняются от лица кукол: перчаточных, пальчиковых, на ложках и пр.
Стендовый Сюжет разыгрывается на фланелеграфе или магнитной доске от лица героев на картинках. Крепятся такие «артисты» к стенду липучками или магнитами.
Конусный Дети выполняют игровые действия от лица персонажей на картонных конусах.

Это интересно. В средней группе у малышей в активную фазу вступает половая самоидентификация, поэтому мальчики выбирают «мальчиковые» игрушки: машинки, солдатики, — и не приемлют «девчачьих» персонажей. При этом девочки более лояльны к игрушкам противоположного пола и иногда не прочь собрать оловянное войско для победы над крысиным королём или злым драконом.

Видео: сюжетно-ролевая игра «В магазине» в средней группе

Методические приёмы проведения театрализованных игр

В средней группе стандартный комплекс приёмов для организации игровой деятельности малышей имеет ряд особенностей.

Словесные приёмы

Дети 4–5 лет совершенствуют речевые навыки, при этом образовательной программой предусмотрена определённая коррекционная работа, направленная на исправление возможных дефектов речи. Можно сказать, что театрализованные игры, построенные на общении детей друг с другом и с педагогом, носят логопедический характер, так как позволяют малышам «выговариваться» и при этом копировать речевые образцы взрослых. Такая ответственная роль педагога требует не только грамотной, хорошо поставленной речи, но и следование правилу повторения инструкций 2–3 раза по возможности одним и тем же набором языковых средств.

Беседа и объяснение

Общение с маленькими почемучками — основа образовательного процесса. Если объяснение начинает игру, актуализируя опорные знания воспитанников, то беседа сопровождает весь игровой процесс. При этом вопросы, которые задаёт педагог, уже не только репродуктивного, но и проблемного характера. Например, «Правильно ли сделали животные, что пустили Медведя в теремок?», «Чем можно объяснить то, что героям удалось вытащить репку?».

Кроме того, беседа важна и при рассмотрении вопросов, связанных с околотеатральной тематикой. К примеру, после знакомства с театральными профессиями, педагог в диалоговой форме проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал: «Кто наносит грим актёру?», «Кто говорит актёрам, как нужно действовать на сцене?».

Педагог показывает детям лисичку на пальцах

Педагог сопровождает объяснением описание всех игровых действий

Загадки и стихотворения

Как правило, эти приёмы используются для мотивации малышей на работу, так как они позволяют переключить внимание ребят с одного вида активности на другой и при этом увлекают настолько, что в театрализованную деятельность включаются сразу почти все дети.

На своём опыте я часто прибегаю к загадкам. Особенно перед играми на фланелеграфе. Так, например, перед разыгрыванием сюжета сказки «Колобок», я предлагаю малышам отгадать загадки:

  • Румяный озорник От бабушки ушёл, И по тропинке вмиг Он в лес густой забрёл. Он встретил зайца, волка, Медведя повстречал, А для лисы-плутовки, Увы, обедом стал. (Колобок);
  • С длинными ушами он. Первый повстречался на пути у колобка. Пытался, но не съел его. (Заяц);
  • Рыжешёрстая хитрица Колобочка проглотила … (Лисица).

В средней группе загадки уже могут быть без договорок и необязательно рифмованные.

Для ряда игр уместным мотивационным приёмом оказываются стихотворения. При этом принципиальным моментов выбора текстов является их объём: рифмовки должны быть короткими, иначе ребята отвлекутся и сосредоточиться на игре не смогут.

Так, в своей практике перед сюжетно-ролевой сценкой «В магазине» вместе с малышами мы повторяем выученные на ознакомлении с окружающим миром стихотворения:

  • «Продавец». Скидки в нашем магазине! Все товары — на витрине. Вам хороший дам совет, Подберу модель и цвет.
  • «Магазин». В магазин везут продукты, Но не овощи, не фрукты. Сыр, сметану и творог, Глазированный сырок. Привезли издалека Три бидона молока. Очень любят дети наши Йогурты и простоквашу. Это им полезно очень, Магазин же наш молочный.

Короткие истории

Литературные сюжеты — традиционная иллюстрация игры: дети слушают сказку, обсуждают её, а затем на основе текста включаются в игровую деятельность. Но для мотивации малышей можно использовать и рассказы, придуманные, что называется, на ходу. Преимущество таких историй в том, что их можно подобрать под любую тему, особенно если игра основывается на давно известном сюжете.

К примеру, работая над инсценировкой «Заюшкина избушка», я рассказываю своим воспитанникам историю о мышонке, который оказался в такой же ситуации, что и заяц из сказки: «Жил-был Мышонок. Он был трудолюбивый, добрый. А его дальний родственник Хомяк, наоборот, завистливый и ленивый. Однажды пришёл Хомяк в гости к Мышонку, увидел его просторную норку и начал жаловаться, что у него дом совсем прохудился, дождь мочит, ветер дует. Пожалел Мышонок бедного Хомяка и предложил остаться. А неблагодарный Хомяк через неделю выгнал хозяина на улицу. Но встретился Мышонку Ёж, узнал, почему он расстроен, пошёл и прогнал Хомяка. Через несколько дней пришёл Хомяк снова в гости, извинился, подарил Мышонку красивое одеяло, чтобы зимой ему было тепло. Хомяк рассказал, что понял, как плохо поступил, похвалился, что построил себе дом и пригласил Мышонка в гости». Сказка завершается 2–3 вопросами: «Мышонок — положительный или отрицательный персонаж?», «Почему поступок Хомяка плохой?», «Правильно ли поступил Ёж, что вступился за Мышонка?»

Наглядные приёмы

Без воздействия на зрительный канал восприятия в работе с дошкольниками, у которых ведущей является наглядно-образная оценка окружающего мира, добиться необходимых результатов нельзя.

Иллюстрации

Картинки, фотографии с театральной тематикой (элементами костюмов, накладными волосами, носами, щеками и пр.) или с сюжетами игр — обязательный элемент наглядности.

Эти материалы могут быть собраны в буклеты или лэпбуки — папки с материалами (информационными статьями, кроссвордами, играми и пр.), раскрывающими суть какого-либо аспекта театрального искусства, к примеру, «История кукольного театра».

Лэпбук о пальчиковом театре

Лэпуки могут быть посвящены отдельным видам театра

Демонстрация

К этому виду наглядных приёмов относятся:

  • показ видео с играми (например, как дети-сверстники выполняют действия по условиям игры);
  • проигрывание воспитателем действий от лица всех действующих лиц (например, в игре «В магазине» воспитатель проигрывает действия и продавца, и покупателя);
  • посещение местного театра.

Принадлежности для игр

Как и в классическом понимании театра, театрализованная деятельность в детском саду требует наличия реквизита. Как правило, он представлен в необходимом объёме в театральной зоне предметно-развивающей среды группы. О том, как правильно организовать эту среду читайте здесь: «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».

Останавливаясь на стандартном, минимальном, наборе атрибутов для игр, нужно отметить, что он включает:

  • ширма (настольная и напольная, выполняющая роль универсальной декорации, например, замка и теремка);
  • маски с нарисованными мордочками животных (изготовить такие маски можно из картона или в технике папье-маше);
  • бумажные или картонные шапочки с картинками сказочных персонажей (бабки, деда, кошки и др.);
  • куклы (перчаточные, пальчиковые);
  • декорации из бросового материала (желудей, спичек и пр.);
  • картинки на твёрдой основе для разыгрывания сценок на стенде (фланелеграфе или магнитной доске);
  • куклы на ложках, пластиковых стаканчиках;
  • костюмы или отдельные элементы для разыгрывание сценок самими ребятами (сарафан, платок — для бабки, шаровары для деда, жёлтый платочек для репки и пр.).
Дети сидят за столом с игрушечной посудкой

Реквизиты для сюжетно-ролевых игр могут использоваться в разных постановках

Группа практических приёмов

Это все те виды работы, которые несут в себе материализацию творческих замыслов:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки из пластилина;
  • проекты (работы по освещению темы, касающейся театрализованной деятельности, выполненные совместно с родителями).

Однако, кроме вышеперечисленных, в группу практических приёмов включены ещё два, используемые именно в театрализованных играх: задания на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.

Упражнения на социально-эмоциональное развитие

Суть этих заданий в том, что ребята учатся сосуществовать с миром вокруг в очерченных условиями игры ситуациях.

Самым простым упражнением, используемым мной с дошколятами всех возрастов, является упражнение «Дарю эмоции». Суть задания в том, чтобы показать те или иные переживания и повторить то, что было показано товарищами. После демонстрации дети обсуждают, какие эмоции было приятно показывать, а какие неприятно и почему.

Задания для психогимнастики

Задача этих упражнений — рефлексия после игры. Как правило, проводится психогимнастика под спокойную, умиротворяющую музыку.

В своей работе я применяю упражнение «Настроение и природа»: мы закрываем глаза, представляем себя на берегу моря, тепло — нам спокойно, заходим в воду, прохладно — немного тревожно, усиливается ветер — становится тревожно, выходит солнце, снова тепло — радостно.

Дети с педагогом выполняют психогимнастику

Психогимнастика призвана снять мышечное напряжение после активной игры

Вопросы индивидуализации в театральных играх

Даже в таком групповом виде работы, как игра, педагог должен индивидуализировать поставленную задачу. Этого можно достичь благодаря:

  • выбору роли (чтобы найти своё амплуа, малыш должен примериться ко всем ролям, что обеспечивает создание ситуации успеха);
  • атрибутам (те дети, которые не хотят перевоплощаться в образ ни при каких условиях, могут отвечать за подбор реквизита);
  • чтению наизусть (в 4–5 лет ребята способны разучивать и запоминать тексты довольно больших объёмов, поэтому театрализованную деятельность может сопровождать декламация стихотворений).
Мальчик и девочка держат аппликацию со снеговиком

Если в группе есть дети, которые не любят публичные выступления, им можно давать задания, связанные с подготовкой декораций

Методика подготовки и проведения театрализованных постановок

Тексты сказок, стихотворений являются основой творческих игр. Причём многие произведения уже хорошо знакомы ребятам по прошлому и даже позапрошлому году («Репка», «Теремок»). Но тем не менее на их основе проигрываются забавы нескольких видов. Так, например, «Репку» можно сделать и режиссёрской настольной игрой на фланелеграфе, и инсценировкой, и представлением настольного театра. Причём все виды игр могут быть показаны детьми с минимальным участием педагога.

Таблица: картотека театрализованных постановок в средней группе (фрагменты)

Название Вид игры Цель Суть игры (реквизит) На каких занятиях используется
«Зеркало» Драматизация (имитация) Развитие монологической речи. Петрушка загадывает загадку: И сияет, и блестит, Никому оно не льстит,
А любому правду скажет — Все как есть ему покажет! Что же это? (Зеркало)
В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.
(зеркало)
Развитие речи, физкультура, музыка, хореография
«Колобок», «Теремок» Драматизация (инсценировка)
  • формирование умения играть по собственному замыслу;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
Дети разыгрывают сюжет сказки без параллельного чтения текста педагогом.
Примечание: педагог может подсказывать порядок появления персонажей.
(шапочки героев сказки)
Развлечение, прогулка, утренник, занятие по развитию речи
«Репка» Режиссёрская (конусный театр)
  • формирование умения режиссировать игровые действия по собственному замыслу;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
Дети показывают сюжет сказки без текстового сопровождения педагога, то есть суть представления обыгрывается игровыми действиями и словами участников.
(куклы на картонных конусах)
Развитие речи, музыка, развлечение.
«Кошки-мышки» Режиссёрская (кукольный театр, перчаточные куклы)
  • развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
Действия детей сопровождает рассказываемый педагогом или ребёнком текст:
Эта ручка — Мышка,
Эта ручка — Кошка,
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка всё сидит и ждёт:
«Что же Мышка не идёт?»
Развитие речи, ознакомление с окружающим миром
«Кошкин дом» Режиссёрская (стендовый на фланелеграфе) Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль режиссёра, использовать для воплощения образа выразительные средства речи: интонацию, тон голоса. Дети разыгрывают сюжет картинками под текст, который рассказывают малыши-авторы. Развитие речи

Временной план

Театрализованная постановка в средней группе по времени занимает до 7 минут. Исключение составляют инсценировки, а также некоторые виды режиссёрских игр, к примеру, постановки с куклами. При этом игровая деятельность не должна превышать 20 минут.

Театрализованная игра включает четыре ступени организации.

  1. Презентация игры — от 1,5 до 3 минут. В этот временной отрезок педагог мотивирует ребят, а также обращается к опорным знаниям воспитанников.
  2. Разъяснение и проигрывание воспитателем действий каждого из участников постановки — от 1 до 3 минут.
  3. Собственно игра — от 3,5 до 12 минут. В работе с детьми среднего дошкольного возраста участие воспитателя непосредственно в игре составляет около 20%: взрослый присутствует на уровне подсказок, зачитывания сопровождающего текста.
  4. Заключительный этап — 1–2 минуты. Педагог оценивает работу каждого участника и спрашивает малышей о впечатлениях от игры.
Дети в костюмах персонажей Колобка

Хорошо знакомые сюжеты дают возможность детям проявить большую самостоятельность при подготовке игры

Таблица: пример составления конспекта театрализованной постановки «Заюшкина избушка» в средней группе (фрагменты)

Автор — Маркова С., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка», г.Алатырь, Чувашская республика.

Этап Содержание
Презентация игры «Ребята, сегодня, когда я подходила к группе, то встретила почтальона. Он передал нам письмо. Хотите узнать от кого? (Хотим). Посмотрев на конверт, вы догадаетесь, кто прислал это письмо. От кого оно? (Его прислала Баба-Яга). Давайте узнаем, что же она нам пишет». (Воспитатель читает письмо от Бабы-Яги).
— Как вы уже догадались, письмо пишу я — Баба-Яга. Я люблю разные пакости делать. Вот и в конверте лежат герои из одной сказки, я их заколдовала и превратила в прямоугольники. Если отгадаете, героев из какой сказки я заколдовала, и сможете их оживить, то вас ожидает сюрприз, а если не отгадаете, то превращу всех вас в камни. Ведь я в ступе летаю и за вами в окна потихоньку наблюдаю… Если с заданием справитесь, то услышите звучание колокольчика, значит, можно будет прочесть письмо в маленьком конверте. Желаю успехов. Баба-Яга.
Воспитатель: «Ребята, вам немного страшно? Вы испугались? Мне жутковато, но унывать не будем, давайте рассмотрим заколдованные прямоугольники. Внимательно посмотрите на них и, может быть, узнаете, что за герои и из какой они сказки? Я тоже думаю, что герои из сказки «Заюшкина избушка». Мы с вами знакомы с этой сказкой. Скажите, пожалуйста, какой была лиса в сказке «Заюшкина избушка?» (Хитрая, злая, сердитая, обманщица). Где проявилась её хитрость? (Пришла погостить, а сама зайца выгнала). Каким был в сказке медведь? (Неуклюжим, косолапым, добрым)…>
Разъяснение <… Давайте поиграем в эту сказку и оживим наших героев. Для выступления на сцене не хватает декораций. Кто будет декораторами, которые помогут оформить сцену декорациями…>
Игра <…Рассаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте: «Жили-были лиса и заяц…»…>
Заключительный этап <…- Вы справились с заданиями. Ну, как я и обещала, вас ждёт сюрприз. Ищите его у себя в группе в сундучке, а чтобы сундучок открыть, нужно произнести волшебные слова: «Рекс, пекс, фекс».
(Ищут сундучок, произносят волшебные слова, открывают его и достают угощение).
http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-igra-zayushkina-izbushka.html

Видео: драматизация (инсценировка) сказки «Теремок» в средней группе

Анализ игры

Мониторингу подвергается любой вид активности воспитанников в детском саду. Игра же анализируется с двух позиций:

  • методистами и педагогами для получения представлений о методической грамотности воспитателя группы в деле подготовки и проведения игры;
  • воспитателем для определения общего уровня подготовки детей, оценки недочётов на организационном уровне.

Обычно мониторинг игровой активности проводится в начале и в конце учебного года. Схема анализа представлена здесь https://yadi.sk/i/h9xM3BE53SLSwU

Для создания полной картины реализации поставленных перед игровой деятельностью целей нужно понимать, что играет малыш не только в детском саду, но и дома, то есть без оценки этого вида активности со стороны родителей не обойтись. Для мам и пап предлагается анкета, образец которой можно увидеть здесь https://yadi.sk/i/K5T4siNu3SLSwk

После получения результатов обоих видов мониторинга, воспитатель готовит общий отчёт в свободной форме, опираясь на указанные выше схемы анализа.

Дети с перчаточными куклами и воспитательница, групповое фото

Анализ игровой деятельности важен для оценки общего уровня развития детей

Театрализованная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает важное место в учебно-воспитательном процессе ДОУ. Они помогают ребятами не только раскрыть свои творческие задатки, но и в доступной форме отрабатывать умения, получать новые знания и опыт социализации. А также совершенствовать речевые навыки, что для 4–5 летних ребят является важным направлением развития, определяющим готовность перехода на следующий образовательный этап.