Игра — ведущий вид деятельности у детей 1,5–7 лет. При этом в образовательном процессе детского дошкольного учреждения (ДОУ) совершенно особое место занимают театрализованные забавы, в которых малыши примеряют на себя различные роли. Кроме того, ребята знакомятся с куклами разных видов театра, участвуют в постановках, где без костюмов, масок и других атрибутов образа не обойтись. Поэтому в игровой зоне предметно-развивающей среды организуется уголок ряжения, оформление которого требуют от воспитателя не только полёта творческой мысли, но и знания некоторых методических аспектов создания такого рода креативного пространства.

Роль уголка ряжения

Развитие духовного мира ребёнка зависит от богатства эмоциональных впечатлений, которые он получает в процессе занятий, игр. С этой точки зрения, театрализованная деятельность открывает широкие возможности для получения первых уроков:

  • распознавания человеческих чувств;
  • усвоения нравственных категорий (добро — зло, любовь — неприязнь, хорошо — плохо);
  • умения выстраивать отношения с окружающими.

Для полноты реализации задач духовного развития малышей в аспекте театрализации организация уголка (центра) ряжения (театра, переодеваний):

  • позволяет точнее передавать образ не только действиями и словами, но и мимикой, жестами, внешним видом, который играет существенную роль в формировании поведенческих черт персонажа;
  • развивает эстетические вкусы ребят;
  • расширяет представления о мире вокруг;
  • даёт возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей.
    Девочка с коричневым платочком на плечах и мальчик в коричневых шортах и фуражке

    Уголок ряжения позволяет решить важную задачу театрализации в детском саду: даёт возможность малышам примерить разные социальные роли

Цели и задачи создания уголка

Зона для перевоплощения в группе создаётся с целью:

  • стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
  • формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
  • развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
  • поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
  • создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).
Пятеро детей стоят в длинны сиреневых сарафанах

В процессе работы в уголке ряжения дети учатся мирному и дипломатичному взаимодействию

Если миссия уголка для переодеваний едина для детей любого возраста, то задачи, стоящие перед организацией этой зоны предметно-развивающей среды, немного отличаются.

Это интересно. Формулируя задачи центра ряжения, важно учитывать, что они носят преемственный характер, то есть дополняют ту базу, которая разрабатывалась в прошлом году.

Задачи для младшего дошкольного возраста

  1. Знакомство с настольным театром (пальчиковые и перчаточные куклы), театром теней, картинок, петрушек.
  2. Развитие мелкой моторики посредством застёгивания пуговиц, завязывания лент.
  3. Формирование навыков самообслуживания (дети учатся переодеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослых).
  4. Приобщение к творчеству (например, после прослушивания сказки, воспитатель предлагает малышам примерить маски персонажей, повторить какие-то отдельные фразы из текста).

Задачи для средней группы

  1. Освоение навыков перевоплощения в образ посредством костюма и аксессуаров.
  2. Практика диалогической речи. Дети наряжаются в костюмы персонажей-антиподов (например, Иванушка — Баба-Яга) и учатся выстраивать беседу, не перебивая, слушая друг друга.
  3. Отработка навыков самообслуживания (малыши учатся одеваться быстро, а после игры складывать костюмы на место).
  4. Развитие способности составлять наряд персонажа из отдельных деталей (например, для образа Буратино можно взять кофту Петрушки, а шляпу Незнайки).
    Один мальчик с матросским воротником и в бескозырке, а второй в жилете и фуражке работника ДПС с полицейской машиной в руках

    Для некоторых образов достаточно 1–2 элементов костюма, чтобы стало понятно, кто это

Задачи для старшей и подготовительной групп

  1. Знакомство с театром марионеток, тростевыми куклами.
  2. Практика связной монологической речи (дети не только выбирают наряд, но и дают объяснение, с какой целью выбран тот или иной элемент образа).
  3. Развитие умения работать вместе, командой (дети помогают друг другу переодеваться, подбирать костюмы и атрибуты).
  4. Создание условий для отработки поведенческих навыков (на дороге при изучении ПДД, в лесу) за счёт переодевания в разные образы (инспектор ГИБДД, лесник, хулиган).
  5. Развитие творческих способностей за счёт совместного со взрослыми создания костюма для того или иного персонажа.

Как оформить центр переодеваний

Уголок ряжения оформляется и наполняется в соответствии с определёнными правилами, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Требования

  1. Доступность. Все объекты центра ряжения должны быть понятны детям конкретного возраста. Так, малышам первой и второй младших групп будет непонятным назначение большой ширмы, потому что они знакомятся только с настольным театром, театром теней, картинок, петрушек, для которых достаточно настольной. Для костюмированных представлений, происходящих в едином антураже и одежде, перегородка для переодевания и смены декораций тоже не нужна.
    Оранжево-синий домик-ширма с выглядывающим домовёнком

    Настольная ширма — самый доступный элемент центра театра ещё и потому, что её можно сделать своими руками, представив в виде универсальной декорации — домика

  2. Разнообразие материалов. Прежде всего, это требование касается выбора кукол для разных видов театра (пальчиковые, перчаточные, тростевые, на фартуках и пр.). Кроме того, в уголке должно быть достаточно костюмов и для мальчиков, и для девочек (по 3–4 с возможностью комбинирования с целью создания новых образов). А также обязательным элементом являются наглядные пособия о характерных особенностях разных видов театра, правилах поведения во время просмотра постановок (для малышей, не умеющих читать, эта информация может быть представлена в виде картинок).
  3. Безопасность. Всё оснащение уголка ряжения должно быть безопасным для жизни и здоровья малышей (игрушки без острых углов, чистые парики и костюмы и т.д.). В младших группах лучше обойтись без бус, а также элементов, надевающихся на шею (галстуков, бабочек). Кроме того, одежда для отрицательных персонажей не должна нести откровенно негативного посыла. То есть даже чёрные лохмотья Бабы-Яги можно украсить «прилипшей» зелёной травой из ткани или торчащими из карманов фантиками от конфет.
  4. Актуальность. Материалы, которые размещаются в центре театрализованной деятельности, должны быть созвучны интересам ребят. Так, если дети в старшей группе на занятии по развитию речи читали сказки о приключениях Незнайки, то шляпа этого милого персонажа будет очень уместна в уголке ряжения.
  5. Креативность. Оформление уголка ряжения требует от педагога оригинального подхода к украшению, выбору объектов. Что касается первого, то обычно это условие выполняется за счёт яркой ширмы, забавных кукол — постоянных жителей зоны переодевания, а также принципа 70 к 30, то есть 70% материалов изготавливается своими руками, а 30% — приобретается готовыми (парики, элементы костюмов).

Средства для оформления

Организация материалов в уголке ряжения обычно происходит по стандартной модели:

  • шкаф с открытыми полочками для хранения разных видов кукол, элементов костюмов, коробок с бусами, масками, головными уборами и пр.;
  • вешалка или стойка под плечики для развешивания костюмов;
    Справа стеллаж с закрытой полкой под шапку-мордочку собачки и божьей коровки, справа — вешалка с костюмами

    Какая бы мебель ни была в уголке, наличие вешалки для костюмов — обязательное условие

  • коробки для содержания бросового материала (ниток, кусочков ткани, пуговиц) под украшение/дополнение/преобразование костюмов (так, например, если в костюме серой мышки заменить хвостик и ушки, то получится отличный зайка);
  • стенд с описанием разных видов театра, правилами поведения в местах культурного отдыха, на котором отведено место под рисунки и аппликации детей;
  • книги (кроме красочно иллюстрированных текстов сказок, рассказов, стихотворений, в младших и средней группах это ещё и книжки-панорамки, где объёмные изображения позволяют малышам увидеть манеру движений персонажей, отметить какие-то характерные черты, определяющие характер героя, а в старших — известные сюжеты, переложенные в пьесы – «Красная Шапочка», отрывки из «Буратино» и др.).

Все элементы для оформления центра ряжения можно приобрести, однако, следуя принципу максимальной рукотворности этой зоны, даже предметы мебели можно сделать своими руками. Не говоря уже о материалах: костюмах, бусах, шляпах и пр.

  1. В качестве стенда можно использовать лист фанеры, на который через поролоновую прокладку натягивается ткань (можно цветная, с оригинальным принтом). Тогда материалы на него можно пришпиливать кнопками или двусторонним скотчем и обновлять так часто, как того требует содержательная сторона образовательного процесса.
  2. Бусы, атрибуты образа (волшебные палочки, магический шар и пр.) удобно хранить в закрытых коробочках (из-под обуви или посуды). Украсить эту тару можно аппликациями. Например, фетровыми. Или декупажем. А также очень выигрышно и ярко смотрятся коробочки, обклеенные ярким оракалом. При любом варианте оформления обязательным условием является наличие ярлычка-подписи с обозначением содержания. Для малышей, не умеющих читать, их можно сделать в виде маленьких рисунков.
    Яркие бусы на разноцветных лентах

    Многие мамы увлекаются изготовлением бижутерии, так что с разнообразием аксессуаров в уголке ряжения проблем не будет

  3. Картинки для настольных игр и наглядности лучше заламинировать, чтобы сохранить их товарный вид надолго.
  4. Часть кукол, игрушек следует сделать hand-made. Это могут быть пупсы из капроновых чулок, мягкие игрушки из драпа, фетра, старых носков, а также забавные персонажи из картонных втулок и цветной бумаги.

Материалы для центра театра

Содержание зоны ряжения определяется задачами, поставленными для разных возрастных групп, а также тем, на каком виде театрализованной деятельности делается акцент. Обычно наполнение центра имеет накопительный характер, пополняясь новыми элементами из года в год.

Таблица: наполнение уголка ряжения для разных возрастных групп

Возраст Основной вид театрализованной деятельности Материалы
Младший дошкольный (1,5–4 года) Подражание действиям взрослых Маски, костюмы для сказок «Репка», «Теремок».
Фланелеграф.
Одежда или элементы рабочего наряда врача (халат, шапочка), продавца (фартук), шофёра (куртка, кепка), повара (халат, колпак), парикмахера (фартук).
Маски, картинки домашних и диких зверей.
Отдельные детали одежды для составления образов (шляпы, юбки, платки, сумки, очки).
Видеозаписи кукольных постановок сказок.
Аудиозаписи звуков природы для создания музыкального фона.
Простые музыкальные инструменты (погремушки, бубен, барабан).
Средний (4–5 лет) Сюжетно-ролевая игра, создание образа через мимику, жесты, интонации. Наряды для разыгрывания сюжета 2–3 сказок («Золушка», «Красная Шапочка»).
Крупная бижутерия, короны.
Костюмы представителей некоторых профессий (стюардессы, лётчика, полицейского, военного, пожарного).
Маски сказочных героев.
Народный костюм.
Видеозаписи театральных представлений народных сюжетов.
Аквагрим.
Дудочки, свистульки.
Настольные игры (лото на темы музыкальных инструментов, персонажей сказок).
Старший (5–7 лет) Инсценировки с полноценным участием в подготовительном процессе. Основной упор делается на то, что дети мастерят элементы костюмов самостоятельно. То есть уголок ряжения превращается в гримёрку, где дети делают подзорную трубу для капитана из картонных втулок, корону из круглой коробки, а фуражку для полицейского из старой бейсболки.
Видеозаписи постановок известных сюжетов разными видами театра (марионеток, теней, перчаточными, на фартуках, ростовыми).
Помады, кремовые румяна для грима.
Отрывки из оперных произведений по известным сюжетам («Спящая царевна», «Три богатыря» и др.).
Маски с изображением поросёнка, мышек, зайца, волка, бабки

Маски — самый простой способ обозначить персонаж

Это интересно. Очень востребованными оказываются фигурки животных, сказочных персонажей, выполненные из природного материала (шишек, каштанов, желудей). В этом виде деятельности с удовольствием проявляют себя ребята всех возрастных групп.

Куклы для театрального центра

В уголке ряжения дети не только примеряют на себя тот или иной образ, но и знакомятся с куклами разных видов театра:

  • театра на руке (пальчиковым, перчаточным, варежковым, картинок) – в первой, второй младших группах;
  • верхового театра (куклами на ложках, би-ба-бо, тростевыми, на гапите) – в средней группе;
  • настольного (картинок, баночного, на кружках, магнитного, вязанного) – в младшей, средней группах;
  • стендовым (теневым, на фланелеграфе) – в младших группах;
  • напольным (марионетками) – в старшей группе;
  • живых кукол (ростовыми, на фартуке, театром масок) – в старшей, подготовительной группе.

Это интересно. Деление видов кукольных театров по возрастным группам условно, так как во многом определяется не готовностью малышей к знакомству с тем или иным видом кукольных представлений, а материально-технической базой. Так, например, тростевые куклы, куклы на гапите или марионетки есть не во всех детских садах.

Вязаные герои сказки Репка на пальцах

Пальчиковый театр используется во всех группах: малыши смотрят, как педагог разыгрывает сказку, а ребята постарше сами пробуют силы в такого рода постановках

Как назвать уголок ряжения

Часть предметно-развивающей среды, в которой сосредоточены средства для творческого развития детей, является одной из самых ярких и оригинальных зон. И чтобы не добавлять ложку дёгтя банальным названием «Уголок ряжения», стоит придумать нечто более затейливое. При этом для малышей название должно быть простым и легко произносимым, учитывая то, что в 1,5–3 года они только учатся говорить.

  1. «Уголок театра».
  2. «Наш театр».
  3. «Мы в театре».
  4. «Мы — актёры».

В средней и старших группах название может быть более замысловатым:

  1. «Гримёрная».
  2. «Костюмерная» (этот вариант подходит в том случае, если центр заполнен костюмами, аксессуарами, а остальные материалы — книги, аудио-, видеоматериалы вынесены в уголок развития речи, например).
  3. «Весь мир — театр» («Мир — театр»).
  4. «Театральный центр».
Девочка стоит на фоне уголка под названием Театр

В названии уголка ряжения очень часто встречается слово театр, так как оно передаёт более широкий смысл этой части предметно-развивающей среды

Видео: оформление и наполнение уголка театра в детском саду

https://youtube.com/watch?v=yV2GzlOOXAg

Фотогалерея: эскизы оформления центра ряжения

Основные виды деятельности

Уголок ряжения позволяет детям проявить себя в трёх видах активности:

  • играх с куклами разных видов театра;
  • театрализованных играх (дидактических и подвижных, этюдах);
  • художественно-изобразительном творчестве.

Рассмотрим каждый из видов отдельно.

Игры с куклами

В детском саду лицедейство представлено двумя группами игр: драматизацией (в которых дети действуют от имени персонажей) и режиссёрскими (в которых ребята управляют героями-куклами). В младших группах в силу возрастных особенностей детей, а именно тенденции играть самому с собой, акцент делается на освоение режиссёрских игр. В средней, а особенно в старших он смещается на драматизацию.

Две девочки и мальчик с куклами с куклами на фартуке

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают сами перевоплощаться в персонажа с помощью костюмов или кукол на фартуке, а не просто руководить действиями своих игрушек

Таблица: игры с куклами разных видов театра

Группа Вид театрализованной активности Пример
Младшая Настольный театр игрушек Девочки учат кукол переодеваться, а мальчики создают автопарк, в котором у каждой машины есть своё задание.
Плоскостной театр на фланелеграфе Дети по заданию взрослого распределяют картинки с изображением домашних и диких животных, имитируя звуки, которые они издают.
Пальчиковый театр Дети слушают сказку («Репку») и наблюдают за развитием сюжета, который пальчиковыми куклами демонстрирует педагог.
Средняя Театр мягкой игрушки Воспитатель рассказывает сказку «Теремок», а дети, выбрав себе героя-игрушку, выполняют названные действия.
Театр ложек Обычно используется в качестве средства для синхронизации действий обеих рук. Например, дети получают по две ложки с котятами (щенками, мальчиками, девочками), педагог задаёт вопросы (по ПДД, правилам поведения за столом и пр.), если ответ да — дети показывают ложки, если нет — опускают.
Варежковый театр Каждый малыш надевает по варежке с животным и по очереди здоровается с остальными — один из вариантов проведения приветствия в детском саду.
Театр би-ба-бо Дети учатся управлять куклами, давать от их имени положительные или отрицательные ответы на вопросы друг друга, радоваться и хлопать в ладоши и пр.
Старшая и подготовительная Театр на фартуке Дети участвуют в инсценировках на утренниках, посвящённых проводам осени, встречи Нового года, празднованию Масленицы и т.д.
Марионетки Ребята учатся управлять марионетками, пробуют выполнять куклами простейшие движения. Текстовые отрывки при этом небольшие, иначе актёры не смогут сконцентрироваться на действиях.

Театрализованные игры

Материалы уголка ряжения используются и для проведения дидактических, подвижных игр на разных занятиях.

Это интересно. Некоторые театрализованные игры по способу проведения являются пальчиковыми упражнениями.

Таблица: дидактические и подвижные игры с элементами театрализации в детском саду

Вид игры Группа Название Цель Ход игры
Дидактическая Первая младшая «Пальчик-мальчик» Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями. Детям надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек.
Взрослый произносит слова, а дети показывают «персонажа»:
Пальчик-мальчик, Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Этот — наш малыш, Зовут его … (называют своё имя).
Вторая младшая «Зверята» Формировать у детей навыки звукоподражания. Воспитатель раздаёт детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки, любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?» Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла, деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко».
Ходит по двору петух, аж захватывает дух
Как увидит он зерно.
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять, решил цыплёнка напугать.
Стал подкрадываться и мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка, у неё толстенькое брюшко.
Выпученные глаза. Говорит она: «Ква-ква!»
Средняя «Эхо» Менять интонационную окраску при чтении текста. «Мы бродили тёмным бором, Мы спросили дружно хором: — Дома ль бабушка Яга? Лес ответил нам: — Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие: как спросили? («дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»).
Старшая «В гостях у сказки» Закреплять знания детей о любимых сказка, развивать речь, память, мышление, воображение, способность анализировать поступки персонажей. Дети делятся на две команды (например, мальчики и девочки). Педагог зачитывает отрывки из знакомых сказок, команды отвечают. Чья команда была быстрее, получает фишку.
Подготовительная «Зеркало» Развивать монологическую речь. Дети делятся на две команды. Педагог вносит в группу большое зеркало. Каждый из ребят подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем — то же самое проделывают члены другой команды.
Подвижные Первая младшая «Дождик» Обогащать двигательный опыт детей; развивать умение соотносить действия с текстом; поощрять самостоятельность малышей, инициативу. Дети сидят на стульчиках (это домики детей), положив ладошки под щёчку. Воспитатель говорит: «Дождик, дождик, Хватит тебе, дождик, лить, Сидят дома деточки, Словно птички в клеточке. Солнышко, солнышко, Посвети немножко, Выйдут детки погулять, Станут бегать и играть».
Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. Под слова воспитателя «Опять пошёл дождь» ребята бегут в домики.
Вторая младшая «Заинька» Тренироваться в выполнении ритмичных прыжков под песенку. Под слова песенки дети выполняют ритмичные прыжки. Заинька, зайка!
Маленький заинька!
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, зайка!
Маленький зайка.
Деток боится,
Зайка-трусишка.
http://muz-color.ru/?s=заинька+зайка%20длинные%20ущки
Средняя «Мокрые котята» Учиться снимать напряжение поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом Дети двигаются по группе врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырёх «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
Старшая «Крылья самолёта и подушка» Учиться напрягать и расслаблять мышцы по сигналу. Педагог произносит: «Самолёт», дети поднимают руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрягают все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолёта). По сигналу «Подушка», не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Подготовительная «Кто как ходит» Отрабатывать навыки имитации движений. Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Этюды не слишком строго привязаны к возрасту воспитанников, так как сложность подобных заданий определяется способностями детей. В детском саду на занятиях театрализованной деятельностью применяются:

  • игры-пантомимы (например, показать, как известный сказочный персонаж смотрит в зеркало, пробует что-то вкусное или невкусное);
  • игры-имитации (к примеру, показать собачку в будке, поймать снежинку и сказать её ласковые слова).

Чтобы у детей не возникали сложности с демонстрацией, на помощь приходят атрибуты из уголка ряжения (зеркало, элементы костюмов героев сказки, животных).

Воспитательница в шапочке с ушками зайца и дети в шапочках зайца, мышки, лисы, лягушки и медведя

Для показа этюдов в младших и средней группах для создания подходящего образа некоторые элементы костюмов просто необходимы

Художественно-изобразительная деятельность

В младших и средней группе эта работа носит репродуктивный характер, то есть дети:

  • рисуют предметы одежды, которые видят на куклах, атрибуты;
  • создают аппликации по мотивам услышанных, увиденных сюжетов;
  • выполняют поделки из природных материалов для пополнения коллекции домашних, диких животных, растений, а также обустраивают домики для кукол.

В старшей и подготовительной группе ребята принимают активное участие в создании:

  • костюмов (украшают, дополняют хвостиками-крыльями);
  • зарисовок декораций;
  • кукол для пальчикового, перчаточного театра.

Фотогалерея: примеры художественно-изобразительной деятельности в уголке ряжения

Уголок ряжения в группе — это важный элемент предметно-развивающей среды. С его помощью дети не только узнают о разных видах театра, но и пробуют свои силы в актёрстве, режиссуре, гриме, то есть имеют возможность в полной мере проявить свои творческие способности. Поэтому основная задача педагога оформить центр театра так, чтобы он был не только эстетически привлекательным, но и максимально содержательным.